Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

эту неприятную тему. «Это одна из особенностей семейной памяти, которая предпочитает “забвение” неприятных обстоятельств, а ему способствуют умолчание и нежелание рассказывать»336. В качестве одной из причин разводов указывается та, что финны подвергались неоднократным депортациям, и жены уставали переезжать с детьми с места на место: « Папа написал маме, что он приедет за ней и детьми, а еслимама не согласится, то он тогдаженится на другой. Видимо, маме надоело скитаться вместе с петой. И бабушка, можно сказать, пинком выпихнула дочь к мужу: “Разве можно детейродного отца лишать! ”»33' По мнению ряда социологов (которое разделяется не всеми), вынужденные миграции отрицательно влияют на семьи, так как следствием переездов являются не только бытовая неустроенность, экономический спад семьи, но и социально-психологическая дестабилизация338. Еще одна из причин разводов — неумеренное употребление спиртных напитков кем-либо из супругов. По косвенным упоминаниям можно также предполагать, что иногда причиной развода было несовпадение характеров супругов, в таких случаях отцы покидали семью, когда дети вырастали. В большинстве случаев причины расторжения брака соответствуют общим тенденциям, не представляя этнической специфики. Тем не менее можно заметить, что для финских семей существенным оказывается воздействие внешних факторов на их судьбу. Из обследованных семей только в одном случае брак распался на национальной почве, и в распаде семьи обвиняется одна из русских родственниц: « Она была намного младше своего мужа, по всей видимости, в ее собственной семье что-то не складывалось, вот она из зависти пыталась навредить другим. У нее был странный характер, она лезла во все семьи и наговаривала, что финны такие-сякие и все в таком роде. Ее сыновья бегали за моей мамой и дразнили: “Финка, финка! ”А мама потом и думает: так ведь и они же финны, моя мама и их отецродные брат и сестра»339. Представители российских финских семей в силу разных обстоятельств оказались оторванными от исконных мест проживания. В такой ситуации возможны разные модели брачных стратегий. Модели развития семейных отношений, семейные традиции, существующие и передающиеся внутри этой системы, предлагают для большинства людей сделать свой собственный выбор340. Одна из брачных моделей воплощается в тенденции к усилению этнической эндогамии во имя сохранения своего народа, к большей или меньшей культурной изоляции. Другая, напротив, предполагает открытый способ взаимодействия с другими народами. Утверждению второго типа способствуют модернизированные брачные установки, в соответствии с которыми заключение брака — это дело индивидуального и в основном эмоционального выбора. Именно модели второго типа придерживались представители наших семейно­ родственных общностей. В обследованных родственных группах встречаются брачные отношения потомков финских семей с американцами, евреями, курдами, татарами и представителями других этнических групп. В такой ситуации родовая причастность к финской культуре постепенно становится фактом социальной 336Харевен Т. Время семьи и время промышленности. С. 173. 337ГІМА 2010 г. Информант 11. 338Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). С. 44. 339ПМА 2010 г. Информант 14. 340Томпсон П. Семейный миф, модели поведения и судьба человека. С. 145. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz