Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

В послевоенное время в результате дисперсного расселения межэтнические браки стали преобладать, что «привело к ассимиляции» и быстрому сокращению численности финнов329. Рост численности межнациональных браков в СССР трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений. Фактически вступление в межнациональный брак служило способом адаптации к иноэтнической среде. Воздействие гетероэтнических браков на культурные процессы в семьях особенно ощутимо во втором поколении. У детей, воспитывающихся в этнически смешанных семьях, формируются черты интегрированной культуры330. В советский период дети, рожденные в таком браке, предпочитали выбирать нефинскую национальность. В пореформенный период ситуация изменилась, когда в российских паспортах была ликвидирована графа с определением этнической принадлежности. В последнее время наблюдается тенденция к панмиксии, когда этническая принадлежность супруга не имеет значения. Все наши информанты состоят в межэтнических браках. По совокупности данных в настоящее время преобладают браки финно­ восточнославянского типа в силу этнического состава среды расселения. Таким бракам сопутствует активное усвоение языка и культуры доминирующего народа. К этническим предпочтениям относятся карелы в силу' культурно-языковой и территориальной близости. Браки данного типа являются более распространенными в поколении информантов старшего возраста и особенно их родителей (семьи 6, 7, 8, 9, 16, 18, 22, 23, 28, 31, 33, 35, 36). Кроме того, присутствуют браки финнов с саамами (семьи 8, 19, 29, 34), со шведами (семья 19), а также с норвежскими колонистами (семья 8). В младших поколениях наблюдается тенденция к вступлению в брак с представителями славянских и других неродственных народов. Общий вектор по поколениям вполне закономерен: от моно- к гетероэтнической брачности с расширением круга этнических общностей, к которым принадлежат партнеры. Материал полностью подтверждает, что до начала 1930-х гг. браки в финских семьях были этнически эндогамными и социально гомогенными. В прародительском и большей частью родительском поколениях наших информантов супруги происходили, как правило, из одной социальной среды: «Так было принято, что батрак женится на батрачке. А из других слоев жен не брали и замуж не выходили»331. Значимых социально-экономических различий между семьями не было, они находились приблизительно в одинаковых материальных условиях. Некоторое различие прослеживается в уровне образования супругов. Все семь информантов, происходящие из моноэтнических семей, были рождены в браках, заключенных в довоенное время. Исключение составляют родители информанта 5, которые поженились в 1946 г. Остальные семьи — 329 Заднепровская А. Ю. Ингерманландские финны // Многонациональный Петербург: История. Религия. Народы/ науч. ред. И. И. Шангина. СПб., 2002. С. 538. 330 Терентьева JI. Н. Некоторые стороны этнических процессов в Поволжье, Приуралье и на Европейском Севере СССР // Советская этнография. 1972. № 6. С. 50. 331ПМА 2014 г. Информант 25. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz