Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

КХ&Л 3 КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ФИНСКИХ СЕМЬЯХ 3.1. Межэтнические браки и динамика этничности Моноэтнические браки являются важным фактором стабильности этноса и воспроизводства его в социальном отношении путем передачи новому поколению языка, культуры, хозяйственно-бытовых традиций и т. д. Значение семьи в этнических процессах обусловлена тем, что она представляет собой микросферу этих процессов321. В результате гетероэтнических браков (или межэтнических), как правило, наблюдается процесс естественной ассимиляции финнов. К процессам этнической ассимиляции в отечественной этнографии принято относить «процессы растворения небольших групп (или отдельных представителей) одного народа в среде другого; иначе говоря, полную или почти полную утрату такой группой исконных этнических свойств и столь же существенное усвоение новых»322. На Кольском Севере оказались представители многих этнических групп, однако здесь не выявлялись «какие-либо эндогамные объединения и соответствующие установки по этническому, религиозному или иным принципам»323. До 1930-х гг. финны практически не ассимилировались и предпочитали этнически эндогамные браки. На территориях смешанного расселения встречались браки между финнами и карелами. Так, этнографы, активно работавшие в регионе в 1920-1930-е гг., отмечали, что в Княжой Губе, где преобладало карельское население, случались редкие смешанные браки с финнами, но с русскими карелы не вступали в брак324. По всей видимости, предпочиталось заключать брак с представителями близкородственных этнических общностей. Доля межэтнических браков финнов с карелами всегда была достаточно высока за счет этнокультурной и территориальной близости финнов и карелов. Иногда встречались браки с саамами, норвежскими колонистами и шведами (семьи 8, 19, 29, 34). В. К. Алымов в свое время обратил внимание на межэтнические браки саамов в соответствии с их расселением: «На западе лопари смешивались с финнами, но не в такой значительной мере, как на востоке с русскими». При этом он отметил важный с точки зрения культурной ассимиляции аспект: «Скрещения лопарей, путем браков с соседними оседлыми народностями, далеко нередки, но эти скрещения почти всегда влекут за собой потерю племенных лопарских черт. Лопарка, вышедшая замуж за русского или за финна, перестает быть лопаркой». Очевидны культурно-статусные приоритеты: «Если лопки 321Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. С. 83. 322Этнические процессы в современном мире / под ред. Ю. В. Бромлея. М.: Наука, 1987. С. 15. 323 Разумова И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере. С. 39. 324 Никольский В. В. Быт и промыслы населения Западного побережья Белого моря (Сороки — Кандалакша): по материалам исследования летом 1921 года. М., 1927. С. 98. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz