Бусырева, Е. В. Архивация и «Музеефикация» как формы семейной культуротворческой деятельности // Социокультурные механизмы повседневности в Приполярном мире : материалы регионального научно-практического семинара с международным участием, 29 ноября 2011 года, [Мурманск / редкол.: А. А. Сауткин (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 43-47.

R12 хранятся вещи, сделанные прадедом респондента, который был сереб­ ряных дел мастером у Фаберже. Эти изделия были переданы R12 по на­ следству его отцом перед отъездом в Финляндию на постоянное место жи­ тельства. Вещи-реликвии соединяют поколения и свидетельствует о глу­ бине семейной памяти. Самые почитаемые вещи - старые. Старая вещь указывает на древность рода, хорошую семейную историческую память. К семейным реликвиям можно отнести и старинные книги. Гордостью явля­ ются награды предков, которые бережно хранятся в семьях. Учитывая те обстоятельства, в которых оказывались семьи респон­ дентов (раскулачивание, репрессии конца 1930-х, Финская и Великая Оте­ чественная войны, бесконечные переезды), сохранить в семье реликвии было делом весьма проблематичным. По этим же причинам семейные ре­ ликвии утрачивались, в семье осталась лишь память о них: Книга была у нас дома «Они защищали Родину». Вот там фотогра­ фия нашего отца была. И когда отца забрали и книгу эту забрали. Я эту книгу уже читать умела по-фински, мне восемь лет было. И что я еще за­ помнила, когда отец ездил в Ленинград на учебу, он привёз саблю, подарен­ ную Тойво Антикайненом. Забрали всё при обыске (R7). Респондент очень сожалеет об утрате этих реликвий, которые ей доро­ ги как память о трагически погибшем отце. А вот старую прялку, которую можно было бы отнести к реликвиям-орудиям труда, респондент не сохрани­ ла по собственной воле, очевидно, не считая ее таковой: « Сестра старшая пряла. Я недавно эту прялку, ножная такая, соседке по даче отдала»1. В семье обычно наличествует система культурных ролей, и она ска­ зывается на деятельности по архивации и музеефикации ее истории. В се­ мьях есть «эпики» —носители повествовательной традиции (обычно кто- либо из старших, например, бабушка R2); есть «семейные историки» -— составители генеалогических таблиц (как правило, кто-либо один на не­ сколько родственных семей, например, R14); нередко только один из чле­ нов семьи «отвечает» за связи с родственниками и является хранителем семейного архива и реликвий (например, старший брат R2). Комплектование семейного архива имеет практическое значение. Его материалы используются не только членами семьи в случаях необхо­ димости (поиски родственников, доказательство прав на наследство и т.п.), но к ним все чаще обращаются представители общественных институтов: специалисты-историки, краеведы, культурно-просветительские и образова­ тельные учреждения. Например, материалы, предоставленные R6, легли в основу книги «История села Княжая Губа». Таким образом, семейный культурный продукт социализируется. Бусырева Е.В. История и память современных кольских семей с финской родослов­ ной // Труды КНЦ РАН / ред. В.П. Петров, И.А. Разумова. - Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2010. - С. 86. - (Гуманитарные исследования). 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz