Бусырева, Е. В. Архивация и «Музеефикация» как формы семейной культуротворческой деятельности // Социокультурные механизмы повседневности в Приполярном мире : материалы регионального научно-практического семинара с международным участием, 29 ноября 2011 года, [Мурманск / редкол.: А. А. Сауткин (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 43-47.

НКВД (СА R9). В СА R10 есть «Анкетный лист» отца R10, представляю­ щий собой автобиографию, записанную им до 1943 г.1 Кроме того, в се­ мейных архивах хранятся такие документы, как свидетельства о рождении и смерти предков, в некоторых семьях - трудовые книжки. Например, в СА R18 сохранилось свидетельство о рождении деда, выданное в 1927 г. в Нью-Йорке, а в семье R17 сохранилось свидетельство о рождении, в кото­ ром указана национальность бабушки «лоуроветланка» (как пояснил рес­ пондент, такая национальность возникла в результате смешанных браков между юкагирами и эвенами). Примечательно то, что такой национально­ сти нет ни в одной справочной литературе. Интересно, у скольких человек в документах была указана такая национальность? Материалы семейного архива включают эпистолярий - переписку между родственниками. В семье R2 сохранились письма отца с фронта, а в семье R18 - поздравительные открытки из Америки, адресованные дедуш­ ке респондента от его кузин. К материалам СМИ относятся, прежде всего, вырезки из газет, ка­ сающиеся отдельных членов семьи (СА R7 и R8). Во всех семьях хранятся фотографии предков. К некоторым из них особо бережное отношение. Это относится, в первую очередь, к наиболее старым, значимым для семьи, фотографиям. Особую ценность для семьи представляют фотографии, на которых запечатлены большие группы род­ ственников разных поколений. В центре семейного снимка чаще распола­ гаются деды или родители, их окружают дети, внуки. Столь же каноничен образ супружеской пары: мужчина стоит, положив руку на спинку кресла, на котором сидит женщина. В некоторых семьях респондентов есть семейные реликвии, которые сохраняются как память о прошлом семьи и отдельных её представителях. Предметы служат средством передачи памяти и превращения ее в семей­ ную историю. К семейным реликвиям относятся предметы, длительное время сохраняющиеся в семье, передающееся по наследству, связанные с историей семьи и отдельными родственниками. Часто реликвиями являют­ ся личные и любимые вещи предков, а также предметы, связанные с про­ фессиональной деятельностью . Как правило, реликвии служат предметом семейной гордости и охотно демонстрируются. Так, в семейном «музее» 1 Бусырева Е.В. Судьбы финских семей в памяти их потомков // Кольский Север ХХ-ХХІ вв.: культура, наука, история / ред. В.П. Петров, И.А. Разумова. - Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2009. - С. 54. 2 Разумова И.А. Семейные реликвии // Женщина и вещественный мир культуры у наро­ дов России и Европы. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. Разумова ИА. Культура семейно-родственных групп: Учебно-методическое пособие. - Апатиты, 2006. Сулейманова О.А. «Семейные вещи»: к интерпретации понятия // Труды КНЦ РАН / ред. В.П. Петров, И.А. Разумова. - Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2010. - (Гума­ нитарные исследования). 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz