Бусырева, Е. В. Судьбы финских семей в памяти их потомков : (на примере двух семей из Мурманской области) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона ; [ред. В. П. Петров, И. А. Разумова]. - Апатиты, 2009. - С. 51-64.

Е.В.Бусырева СУДЬБЫ ФИНСКИХ СЕМЕЙ В ПАМЯТИ ИХ ПОТОМКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДВУХ СЕМЕЙ ИЗ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ )1 Исторические контексты Финны на Кольском п-ове стали появляться начиная с ранних этапов его заселения. Сведения о начальных этапах этого процесса содержатся в работах И.Ф.Ушакова, П.В.Федорова и других историков. Перечисляя жителей Кольского п-ова, монахи Соловецкого монастыря в XV в. писали: «Живущие ... лопь, вдалее же каяне и мурмане ...», т.е. - саамы, финны и норвежцы» [Ушаков, 1972, с.25]. В.А.Мацак в статье, посвященной истории Трифоно-Печенгского монастыря, пишет: «в 1589 году монастырь подвергся нападению отряда финнов ... под предводительством Пеки Везайнена» [Мацак, 1999, с.22]. Финская диаспора в России формировалась в основном благодаря миграциям начиная с 1809 г. (в результате русско-шведской войны 1808-1809 годов Финляндия вошла в состав России). В XIX в. миграция была обусловлена прежде всего экономическими причинами и носила приграничный характер. В 1860 г. царское правительство официально разрешило заселение Мурманского берега иностранцам. Именно тогда возникли такие населенные пункты, как Вайда-Губа, Ура-Губа, где в 1867 г. проживали 114 финнов [Киселев, 2003, с.28]. После того как в 1868 г. Александр II утвердил «Положение» о даровании льгот поселенцам Мурманского берега, на западное побережье стали переселяться семьи из соседних районов, в том числе и из Северной Финляндии. Финны объясняли решение уйти на Мурман тем, что страдали и гибли у себя на родине от систематических голодовок [Ушаков, 1972, с.321]. В дальнейшем заселение Мурманского берега колонистами после 1868 г. проходило крайне медленно и стихийно. В целом финны сравнительно хорошо устроились на Мурмане. Иногда между лопарями и финскими колонистами возникали трения в пограничной полосе из-за вырубки лесов и из-за того, что финны склоняли лопарей к обращению в лютеранство [Федоров, 1996, с.44]. В 1899 году на Мурманском побережье насчитывалось 178 финских хозяйств [Ушаков, 1972, с.415]. Финны жили на Мурмане обособленно, своими национальными общинами. Почти никто из них не владел русским языком. На рубеже XX в. царское правительство, опасаясь ослабления русского влияния на Мурмане, стало препятствовать переселению выходцев из Норвегии и Финляндии. В этот период миграция финнов из Финляндии в поисках работы была направлена в основном в Северную Америку [Такала, 2002, с.7]. Незначительный приток переселенцев из Финляндии наблюдался лишь во время строительства Мурманской железной дороги. После революции многие финны (политэмигранты), поддерживавшие советскую власть, вынуждены были эмигрировать из Финляндии в Карелию и на Кольский Север. По замыслам Москвы, Карелии отводилась роль «образцовой Статья выполнена в рамках проекта «Семейно-родственные общности как агенты культурных инноваций» при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz