Бусырева, Е. В. Судьбы финских семей в памяти их потомков : (на примере двух семей из Мурманской области) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона ; [ред. В. П. Петров, И. А. Разумова]. - Апатиты, 2009. - С. 51-64.
После окончания университета отец стал работать в Ленинградском филиале экспериментального института НКТП инженером-конструктором. Их группа конструирована тяжелые самолеты. Но в 1936 г. над КБ нависла угроза: был арестован начальник КБ, подразделение было расформировано. Большинство сотрудников КБ составляли финны, что также отрицательно сказалось на участи учреждения. Глава Советского правительства В.М.Молотов писал академику И.П.Павлову: «В Ленинграде предприняты специальные меры против злостных антисоветских элементов, что связано с особым приграничным положением этого города и что правительству особо приходится учитывать в теперешней сложной международной обстановке» [Киселев, 2003, с.38]. Кольский п-ов тогда входил в состав Ленинградской области, и отец избрал один из возможных способов приспособиться к ситуации (или, проще, выжить): Отец, опасаясь репрессий, завербовапся на Мурманскую железную дорогу. Но когда он приехал в Щрманск, местное руководство предложило ему поехать в пос.Лесной (около Умбы), мотивируя это тем, что там самые красивые места в крае. Так отец R1 начал свою жизнь на Кольском Севере. Стал преподавать математику и физику в школе. Женился на местной девушке. Из анкеты отца известно, что в ноябре 1939 г. он был «мобилизован на Зимнюю компанию. Служил на Карельском перешейке в 1-м артполку в должности помощника начальника артснабжения полка. После окончания «Зимней» войны продолжил преподавание в школе. В мае 1941 г. стал членом ВКПб. В июле 1941 г. был мобилизован на ВОВ. Служил на Карельском фронте в должности помощника начальника артснабжения дивизии. В сентябре 1942 г. был командирован в г. Самарканд в качестве слушателя в Артиллерийскую академию Красной армии им.Дзержинского. С ноября 1942 г. по январь 1943 г. проходил службу в ВЭО-104 Кировской железной дороги в качестве начальника боепитания. С января 1943 г. - ст.инженер ВО Управления Кировской железной дороги в г. Беломорск» [Из анкетного листа И.И.Р.]. Судьба отца R1 хорошо отражает механизм социальной мобильности в обстановке 1920-1930-х гг. и одновременно - тактики выживания. Желая получить высшее образование, вначале он сумел адаптироваться к городской жизни, проявил упорство, чтобы закончить рабфак, а затем ЛГУ, в перерывах между учебой работал, затем смог устроиться на работу в конструкторский отдел, который занимался проектированием тяжелых самолетов. Таким образом, перейдя из слоя крестьян в слой представителей интеллектуального труда, он повысил свой, а, следовательно, и семейный статус. Для советского времени траектория обычная и желательная. Далее, в 1930-х гг. он сумел избежать репрессий, вовремя оценив обстановку после ареста начальника конструкторского бюро, и завербовался работать на Север. В данном случае миграция на Крайний Север в его биографии играет положительную роль как средство спасения от репрессий, самосохранения. Конечно, положение отца R I b период работы в ленинградском конструкторском бюро было выше, чем после переезда, когда он стал преподавать в сельской школе. Но понижение социального статуса (в большей степени территориального и в известной мере профессионального) стало средством выживания, адаптации к социально-политическим условиям. Отец R1 участвовал в Зимней компании, в Отечественной войне, стал в 1941 г. членом партии, работал учителем. Смог дать своим двум детям высшее 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz