Бусырева, Е. В. Процесс трансформации этничности в семьях с финскими корнями // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 263-267.

ко дед со стороны отца - финн. Однако она считает себя финкой, не только сохранила свою финскую девичью фамилию, но и дала ее дочери. Мало того, русский муж хочет взять ее финскую фамилию. Возникшее предпо­ ложение, что семья хочет переехать жить в Финляндию, респондент по окончании интервью подтвердила. Респондент R12, в отличие от других представителей пятой группы, также считает себя финном. В данном слу­ чае, по-видимому, сыграло свою роль то обстоятельство, что он вырос в Эстонии, этнически близком к финнам регионе. С нашей точки зрения, не­ маловажное значение имеет и то, что респондент родился в пострепресси- онный период. Респонденты шестой, седьмой и девятой групп идентифи­ цируют себя с русскими, по национальности отца. Наш материал показывает, что сохранение финской идентичности зависело от культурной политики семьи в конкретных социально­ исторических условиях, от личной мотивации самого человека, и уже за­ тем - от самих внешних обстоятельств, окружающей социальной среды. Несмотря на все биографические перипетии и жизнь в иноэтниче- ском окружении, потомки финских семей в той или иной степени сохра­ няют самобытные черты «материнской» культуры. В отдельных случаях возможно манипулирование этничностью с практической целью миграции в Финляндию. Размывание этничности происходит постепенно от поколе­ ния к поколению по разным причинам, в том числе в результате межэтни­ ческих браков, которые, как известно, поощрялись в советский период, ко­ гда проводилась политика создания «единой советской нации». Ассимиля­ ция финнов была двух видов: во-первых, естественная, когда брачными партнерами финнов становились представители другой этнической при­ надлежности; во-вторых - бумажно-бюрократическая, формальная, когда в период учета населения и переписей дети финнов по ряду причин записы­ вались в другие этнические группы1. Анализ материала, полученного в результате нашего исследования, позволил выделить несколько форм гибридной этнической идентичности. Во-первых, это биэтническая идентичность. Особенностью данного типа этнической идентичности является то, что его носители обладают особен­ ностями двух этнических групп, осознают свое сходство с ними. Во- вторых, наблюдается амбивалентная (сдвоенная или строенная) идентич­ ность. Она характерна для представителей этнически смешанной среды и выражается в том, что человек затрудняется определить свою идентич­ ность или выбирает биэтническую и полиэтническую идентичность2. Кро­ Киселев А.А. Финны на Мурмане, или как возникла и исчезла финская община на Кольском полуострове // Наука и бизнес на Мурмане. - Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2003. - № 3 (История и право). - С. 33. Швец Л.П., Русанова В.К. Молодежь Карелии в поисках этнической идентичности: проблемы и парадоксы // Молодежь Карелии в пространстве этнического самоопре­ 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz