Бусырева, Е. В. Процесс трансформации этничности в семьях с финскими корнями // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 263-267.
ном языке из-за репрессий (R8); 5) низкий престиж языка. По мере того как менялась национальная политика страны, сужались и сферы применения финского языка. В конце 1930-х гг. финский язык как «буржуазный» и «фашистский» оказался под запретом1. В условиях репрессий, запретов и русификации молодые поколения быстро забывали родной язык2. Другим критерием этнической принадлежности является религиоз ная идентичность. Известно, что финны исповедуют лютеранство. Как вы явили интервью, в семьях первой группы раньше придерживались люте ранских традиций. В семьях R6, R10 отмечали Рождество по Грегориан- скому календарю, пока были живы их отцы-лютеране. В настоящее время только R2 придерживается лютеранского вероисповедания. Остальные респонденты или атеисты, или считают себя православными. Причины та кой ситуации заключаются в том, что, во-первых, большинство респонден тов были крещены в православной вере (матери или русские, или карелки); во-вторых, в советский период религиозная деятельность находилась под запретом; в-третьих, происходила ассимиляция с православным населени ем (R3: «Где живёшь, с тем и ведешься»). Группу этнодифференцирующих показателей составляют также осо бенности материальной культуры. В ряду этнических идентификаторов они уступают таким признакам, как язык и религия. Этнически специфи ческие особенности материальной культуры прослеживаются, прежде все го, в пище, жилище, одежде. На эти особенности указывают сами респон денты. В пище финнов преобладали рыба, дичь, пироги, молочные продук ты, кисели. Традиционное финское жилище - деревянный сруб на фунда менте из камня, и обязательно была баня. Примечательный предмет в оде жде - пьексы (финские сапоги с загнутым носом)3, которые, по свидетель ству респондентов, их отцы шили сами (R6, R7). В остальном особых эт нических отличий в материальной культуре не прослеживается. Респон денты утверждают, что жили они так же, как и соседи: карелы, русские, эс тонцы. В настоящее время эти отличия практически стерты. На основе бесед с респондентами можно подтвердить, что главным основанием отнесения к тому или иному этносу является самоидентифика ция. Основным критерием этничности выступает происхождение. Естест венно, что респонденты из моноэтнических ингерманландских семей счи тают себя финнами. Респонденты из гетероэтнических семей второй, третьей и восьмой групп, смешанных с карелами, также считают себя фин нами - по национальности отца. В данном случае следует учитывать то, что карелы и финны близкородственные этносы. У респондента R16 толь 1Такала И.Р, Финский язык в России: история и судьба. - Петрозаводск: Изд-во Петр- ГУ, 2010. -С. 14. ' Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоминания. - Петро заводск: издательствоПетрГУ, 1999.-С . 153. Локко С. Финны на Мурмане, - Мурманск: Культурный Фонд, 1993. - С. 213. 265
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz