Бусырева, Е. В. Процесс трансформации этничности в семьях с финскими корнями // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 263-267.

ном языке из-за репрессий (R8); 5) низкий престиж языка. По мере того как менялась национальная политика страны, сужались и сферы применения финского языка. В конце 1930-х гг. финский язык как «буржуазный» и «фашистский» оказался под запретом1. В условиях репрессий, запретов и русификации молодые поколения быстро забывали родной язык2. Другим критерием этнической принадлежности является религиоз­ ная идентичность. Известно, что финны исповедуют лютеранство. Как вы­ явили интервью, в семьях первой группы раньше придерживались люте­ ранских традиций. В семьях R6, R10 отмечали Рождество по Грегориан- скому календарю, пока были живы их отцы-лютеране. В настоящее время только R2 придерживается лютеранского вероисповедания. Остальные респонденты или атеисты, или считают себя православными. Причины та­ кой ситуации заключаются в том, что, во-первых, большинство респонден­ тов были крещены в православной вере (матери или русские, или карелки); во-вторых, в советский период религиозная деятельность находилась под запретом; в-третьих, происходила ассимиляция с православным населени­ ем (R3: «Где живёшь, с тем и ведешься»). Группу этнодифференцирующих показателей составляют также осо­ бенности материальной культуры. В ряду этнических идентификаторов они уступают таким признакам, как язык и религия. Этнически специфи­ ческие особенности материальной культуры прослеживаются, прежде все­ го, в пище, жилище, одежде. На эти особенности указывают сами респон­ денты. В пище финнов преобладали рыба, дичь, пироги, молочные продук­ ты, кисели. Традиционное финское жилище - деревянный сруб на фунда­ менте из камня, и обязательно была баня. Примечательный предмет в оде­ жде - пьексы (финские сапоги с загнутым носом)3, которые, по свидетель­ ству респондентов, их отцы шили сами (R6, R7). В остальном особых эт­ нических отличий в материальной культуре не прослеживается. Респон­ денты утверждают, что жили они так же, как и соседи: карелы, русские, эс­ тонцы. В настоящее время эти отличия практически стерты. На основе бесед с респондентами можно подтвердить, что главным основанием отнесения к тому или иному этносу является самоидентифика­ ция. Основным критерием этничности выступает происхождение. Естест­ венно, что респонденты из моноэтнических ингерманландских семей счи­ тают себя финнами. Респонденты из гетероэтнических семей второй, третьей и восьмой групп, смешанных с карелами, также считают себя фин­ нами - по национальности отца. В данном случае следует учитывать то, что карелы и финны близкородственные этносы. У респондента R16 толь­ 1Такала И.Р, Финский язык в России: история и судьба. - Петрозаводск: Изд-во Петр- ГУ, 2010. -С. 14. ' Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоминания. - Петро­ заводск: издательствоПетрГУ, 1999.-С . 153. Локко С. Финны на Мурмане, - Мурманск: Культурный Фонд, 1993. - С. 213. 265

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz