Бурбан, В. А. Радость древнее печали / Валерий Бурбан. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2023. – 229, [2] с.

времени, а зайцы, извините, воплощают в граните трёх знаменитых патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Те же специалисты по древним мацевам утверждают, что изображения животных часто связанны с именами покойных, лев, например, - это Арье-Лейба, а олень со­ ответственно - Цви-Хирша. Что касается надписей, то все они на иврите, и поэ­ тому кажется, что тексты состоят сплошь из запятых. Дат рождения и смерти, как у нас, я нигде не приме­ тил. Без знания языка мне, конечно, не удалось ниче­ го прочитать, но позже из научного источника я узнал, что искусство эпитафии в те века пребывало на высо­ те. По своему содержанию «загробный паспорт» всегда был переполнен цитатами из Торы, а в окончаниях ча­ сто присовокуплялось поэтическое напутствие: «Да бу­ дет твоя душа завязана в Узле Жизни вместе с душами праотцов и праведников». Пользуясь тем же источником, я расширил свой кру­ гозор, познакомившись с поверьями, ходившими среди украинцев и касавшихся киркутов. Все они имеют не­ сколько зловещий оттенок, что не удивительно, так как неприязнь к сыновьям Иакова проявилась и в народ­ ном фольклоре. Встретились еврейские похороны-дур­ ная примета, обязательно случится что-нибудь плохое; соскоблил с мраморного надгробия крошку, можешь использовать её, чтобы навести порчу недругу, а бла­ гословение священника-когена (составленные в треу­ гольник пальцы обеих рук) вообще облекли в нелепую легенду, так, видите ли, в синедрионе иудеи голосовали за распятие Христа. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz