Бурбан, В. А. Радость древнее печали / Валерий Бурбан. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2023. – 229, [2] с.
ного-первый взгляд восставшего на Суд израильтянина, должен быть устремлён в сторону Иерусалима. В своём большинстве надписи и изображения на зам шелых стелах удивительно хорошо сохранились. Респект мастерам-камнерезам прошлого, качество работы - выше всяческих похвал! Разглядывая резные композиции, я был поражён ис кусной прорисовкой и разнообразием каменного де кора. Чего тут только не было! Запрещение канонами иудейской веры изображение человека, породило и вы пестовало в недрах души народа настоящий образный язык. Грифоны и пегасы, птицы о двух головах, нео быкновенные животные и пятисвечники, венки и ри туальные светильники-меноры (уж очень похожие на самовар!) - все эти диковинные барельефы заключе ны в чудно-сплетённые обрамления. К моему искренне му удивлению знаковая для евреев шестиугольная звезда Давида попалась на плите только раз. Символику на этих каменных манускриптах иссле дователи (хотя и не всегда понятно) толкуют примерно так: медведь - соглядатай (?), доставивший виноград ную лозу из Ханаана; пышное растение - райское древо жизни; кувшин - указывает на надгробие левита; ладо ни, сложенные в ритуальном благословении - на могилу священника-когана. Видел я также довольно забавный и совсем уж неординарный сюжет: три очень выразитель ных зайца, скачущие друг за дружкой по кругу. Толко вание побило все рекорды возможных предположений! Оказывается, в этой «картине» художник-резчик зако дировал философскую мысль о непрестанно бегущем 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz