Бундур, О. С. Мой дом - Кандалакша / Олег Бундур ; [художественное оформление: Алексей Тучин]. - [Кандалакша] : ИП Тучин А. В., 2017. - 137, [2] с. : цв. ил.

налаживать сообщение, так как перевозили почту, казённые грузы, люди ездили по государственным делам. И была создана «ямская гоньба». Ну, понятно, да? «Ямщик, не гони лошадей!», то есть ямщики, тройки, колокольчики, дорога под луной. Увы, нет. Троек и колокольцев не было, даже дороги не было. А передвигались зимой на оленях по зимнику, по замерзшим рекам и озёрам. Летом по тропе, идущей через болота, через леса, через реки, вокруг озёр. Не единожды пытались вымостить тропу эту, но в связи с трудностями подвозки материала, то есть камня, оставляли эту затею. Лошадей было мало и потому хлопоты по перемещению грузов и людей взвалили на лопарей. Людей они, конечно, не носили на себе, а грузы - да. Точно, как шерпы, что живут в Непале. Шерпы переносят на себе снаряжение альпинистов по склонам горы Джомо­ лунгма. Лопарям, может, легче было - не надо вверх карабкаться, но зато они по сырости болотной брели и не получали такой оплаты за свою работу, как шерпы. По пути были ямские стоянки, где лошадей и оленей вряд ли меняли, но отдохнуть можно было и, наверное, группы носильщиков менялись. До сих пор у нас остались названия этих ямских стоянок, а теперь железнодорожных станций: Зашеек, Кица, Пулозеро. Если вам придётся проезжать эти станции, взгляните в окошко вагона: наверняка увидите там, в лесу, между сосен вереницу людей в старинных одеждах с поклажей на плечах. Это они-лопари-шерпы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz