Бундур, О. С. Ледоколы : рассекая льды : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Олег Бундур ; художник Наталья Карпова. - Москва : Настя и Никита, 2020. - 20, [4] с. : цв. ил. - (Настя и Никита ; вып. 194).
Ш т Ш ѣ ш - [X'' 1♦ % 1 Для надёжности на корпус коча по верх основной обшивки набивали вто рую — сделанную из прочных досок. Назы валась она «коца». Отсюда и коч. Все удары о лёд принимала на себя коца. И её было несложно сменить на берегу, когда судно возвращалось домой, да и в море можно отремонтировать. Запас досок всегда был на коче. Киль (продольный брус, проходящий от носа до кормы судна посередине его днища) у кочей был сделан осо бо прочным — из нижней части елей. К тому же он был съём ный, его тоже можно поменять при повреждении. Высота бортов у кочей составляла всего три с половиной метра. Полови на под водой, половина выше. Невысокие борта необходимы были для того, чтобы коч быстрее выскальзывал на лёд и чтобы его было удобно тащить по льду и по суше. Но из-за этого волны захлёстывали судно. По тому палуба была совершенно ровная и вода лег ко скатывалась за борт. Кочи строились малыми и большими. Малые могли брать на борт до семи тонн груза, а большие — до сорока. Коч мог за сутки проплыть до двухсот километ ров — в два раза быстрее существовавших в то время иностранных судов. И именно с кочей началось освоение ледовых путей и северных просторов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz