Бундур, О. С. Ледоколы : рассекая льды : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Олег Бундур ; художник Наталья Карпова. - Москва : Настя и Никита, 2020. - 20, [4] с. : цв. ил. - (Настя и Никита ; вып. 194).
Чего только не придумывали, чтоб ходить во льдах! И то порами лёд рубили, и пилами пилили, и молотами били, и сбрасывали на него с носа корабля гири-шары, и взры вали, и поливали горячей водой, чтобы таял. В общем, ста рались люди! Понятно, что гири-шары сбросить на лёд можно быстро. Но сколько нужно времени и сил, чтобы его прорубить или пропилить? А чтобы растопить горячей водой? Где её на греть? И если даже всё это вместе соединить, то много ли километров пройдёшь? И вот в 1864 году российский судовладелец, самоучка Михаил Осипович Брйтнев придумал корабль со срезанным носом и дал ему имя «Пайлот». В переводе с английского это означает «лоцман», то есть специалист, проводящий суда в трудных и опасных местах. «Пайлот» своим срезанным но сом наползал на лёд в Финском заливе и собственным ве сом ломал его, а потом шёл дальше. Лёд, конечно, был не самый толстый, но и пароход был всего 26 метров в длину, а мощность его была 60 лошадиных сил — меньше, чем у старого «жигулёнка». Но он 27 лет ходил во льдах между Кронштадтом и Ораниенбаумом (нынешний город Ломоносов). Сразу же после «Пайлота» построили точно такой же под именем «Бой». За все годы, что пароходы ходили во льдах, они не получили ни одной серьёзной поломки. Вот таким замечательным мастером был Михаил Брйтнев! Слава этих русских судов вышла за пределы страны, и через семь лет чертежи «Пайлота» купила Германия, а потом такие же па роходы, но более мощные стали строить в Дании, Швеции, Канаде, Америке. А Россия в 1891 году заказала в Швеции для порта города Николаев пароход в 700 лошадиных сил, чтоб он ходил по замерзающей реке Южный Буг. А через год город Владивосток заказал себе пароход мощностью уже 3500 лошадиных сил. И это было только начало. 8 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz