Бундур, О. С. Заповедный кордон / Олег Бундур. – Верхний Тагил : Уральское провинциально издательство, 2020. – 120 с. : ил.

101 М ечта На Великом когда-то стоял скит, и в нём жили верующие люди. Почему так далеко? Если группа верующих по каким-то причинам вступала в разногласия с церковью, они удалялись в леса или ещё куда-нибудь подальше, строили там жильё и жили независимо. А название скит – от скитания. Они же как ски- тальцы были и по жизни, и по вере… И всё для себя добывали сами: еду, одежду. Только металлические предметы – посуду, утварь – выменивали. Так и жители Великоостровского скита. Но когда они посе- лились и сколько их было – неизвестно. Уже в 1908 году, больше ста лет назад, находили только останки этого скита, а сейчас и вообще ничего нет… Кое-где я видел остатки строений – на Лобанихе, за Коро- теевым мысом, что у нашего кордона – тут вообще стоит ещё шесть венцов старой избы. Это известно: здесь когда-то рыбаки ловили селёдку-беломорку. А в избе жили, хранили снасти. Изба называлась тоня´. Тоня´ – потому что это рыбацкий сТАН, сТА- Новище, приТОН. Ну и, наверно, потому что рыбаки ставили сети, которые уходили под воду, утопали, тонули. В словаре стоит т ня, но все поморы говорят: тоня´. Должно быть, чтоб не путать с женским именем Тоня. Дальше на восток по берегу Коротеева мыса была семужья тоня. Там ловили самую вкусную рыбу – сёмгу. Говорят, осётр вкуснее. Ну, не знаю. Если хороший кус свежевыловленной сёмги посолить и на 20 минут положить на солнце – вкуснее нет ничего на свете! Но сёмгу долго есть не будешь, приедается. Правда-правда. В своё время я ловил сёмгу по лицензии и больше трёх дней ни я, ни моя семья не могли угощаться сёмгой. Так вот, рассказывали, что в той семужьей тоне жил старик. Нет-нет, не для охраны. Тогда охранять не от кого было.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz