Бундур, О. С. Путь, который не виден / Олег Бундур. - Москва : Мой учебник, 2022. - 85, [2] с. : цв. ил., карты, портр., факс.

Вот, например, в 2017 году было выдано шестьсот шестьдесят два разреше­ ния на проход по СМП, в том числе сто семь разрешений иностранным судам. Это было не сто семь разных судов. Одно судно могло двадцать раз проходить, но разрешение на проход надо брать каждый раз. И вот интересно: в 2011 году немецкое научно-исследовательское судно Polar Stern («Полярная звезда») проходило по СМП вместе со шведским ледоколом Oden. А 20 сентября 2019 года «Полярная звезда» вышла из норвежского города Тромсё, вошла во льды напротив наших Новосибирских островов в 550 киломе­ трах от Северного полюса и целый год дрейфовала. На борту были учёные из де­ вятнадцати стран. Они провели колоссальные научные исследования, каких ещё не было. Сейчас эти данные обрабатываются. Так что пожалуйста, милости просим! Наши воды открыты для добрососедских отношений! Мы не против, мы всегда рады. Но, чтобы проходы и наших, и ино­ странных судов были надёжны и безопасны, России много чего надо сделать. На­ пример, чтобы вдоль СМП были большие порты, а в них всё, что нужно для судов: погрузка-выгрузка, заправка, базы снабжения, ремонта, свободные ледоколы для проводки. И чтоб ледоколы могли делать канал во льду шириной до 50 ме­ тров для больших современных судов. и шр неннсгс с т т * t РОССИЙСКИЕ ЛЕДОКОЛЫ ХОДЯТ ПО СМП И ПРОВОДКУ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ. А это не так просто. Вернее, совсем не просто. Проводка судов — трудное и очень ответственное дело. И вот в связи с этой ответственностью за прохождение судов по СМП в Арктике пла­ нируется строить 13 аэропортов и 16 морских портов в доступной близости от СМП.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz