Бундур, О. С. Путь, который не виден / Олег Бундур. - Москва : Мой учебник, 2022. - 85, [2] с. : цв. ил., карты, портр., факс.

новали. «Сибиряков» имел в длину 76 метров, в ширину — 11, мощность его — 2 380 лошадиных сил. Александр Сибиряков, говоря современным языком, был успешным бизнес­ меном и спонсором. Он вложил много средств в освоение Арктики, в том числе в российскую экспедицию Эдуарда Толля и даже в шведскую — Нильса Норден- шельда. А это потому, что Норденшельд шёл в наших арктических водах и ка к бы помогал России. Ледокол «А. Сибиряков» много лет подряд выполнял рабочие рейсы и ждал сво­ его звёздного часа до 1932 года. Хотя Северный морской путь уже был пройден «Таймыром» и «Вайгачом». Как странно получается: путь есть, а по нему не ходят? Но ещё в конце двадцатых годов между специалистами и учёными шёл ожив ­ лённый спор: каким путём в России нужно соединить запад с востоком? Морским среди льдов? (То есть СМП имелся в виду.) Или Великим железнодорожным путём, который соединил бы Атлантический, Северный и Тихий океаны? И чтобы он был общедоступным и всепроникающим. Были и сторонники третьего пути — воздушного, или дирижаблевого. Д и р и ­ жабли набирали силу, развивались, и их поклонники убеждали: нужен именно этот транспорт, он не требует дорог, в любую точку доставит и грузы, и людей. Конечно, между сторонниками этих идей шла незримая борьба, каждый до ка ­ зывал преимущество своего способа перевозок, хотя никаких практических рас ­ чётов ещё не имелось, пока только слова и горячие убеждения. И тут вырвались вперёд сторонники СМП: вот он, готовый ледокол, можно ис­ пытать. Они вышли в правительство с совершенно реальным предложением: сна ­ рядить ледокол «А. Сибиряков» для похода по СМП и тем самым доказать воз­ можность сквозного прохода с запада на восток за одну навигацию и поставить точку в споре. Была тщательно изучена ледовая обстановка за несколько предшествующих лет. На предстоящую навигацию она была благоприятной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz