Бундур, О. С. Путь, который не виден / Олег Бундур. - Москва : Мой учебник, 2022. - 85, [2] с. : цв. ил., карты, портр., факс.

лтый ВРЕМЯ ШЛО, ДАЖЕ БЕЖАЛО! НАДО БЫЛО ДУМАТЬ, КАК ПО-НАСТОЯЩЕМУ ходить во льдах. Чего только не придумывали для этого! И топорами лёд рубили, и пилами пи­ лили, и молотами били, и сбрасывали на лёд с носа корабля гири-шары, и взры­ вали лёд, и поливали горячей водой, чтобы таял. Ничего себе — старались люди! Ну ладно гири-шары сбрасывали на лёд. Но сколько можно прорубить или пропилить льда? Или того лучше — поливать горячей водой. Не из чайника же, понятное дело, а, должно быть, из бочки. И сколько надо было нагреть воды, как греть? Голова кругом идёт! Если даже всё это вместе соединить, много ли пройдёшь? И однажды, в 1864 году, один предприимчивый судовладелец, гений-самоучка Михаил Бритнев, придумал корабль со срезанным носом. Он много чего приду­ мал и изобрёл, но мы говорим о его корабле. Бритнев дал ему имя «Пайлот», что значит «лоцман». Так вот, «Пайлот» срезанным носом наползал на лёд, своим весом ломал его и шёл дальше. Лёд, конечно, не самый толстый, но и пароход-то... Ой, да что там пароход, пароходик! Всего 26 метров в длину, а мощность меньше, чем у старого жигулёнка, — 60 лошадиных сил. Но ведь двадцать семь лет ходил по льду между Кронштадтом и Ораниенбаумом — нынешним городом Ломоносовом. И сразу же после «Пайлота» построили точно такой же «Бой». Что примечательно, за те годы, что ходили во льдах славные «Пайлот» и «Бой», они не получили ни одной серьёзной поломки! Вот какой мастер был Михаил Брит­ нев! Это просто удивительно: такие судёнышки, через льды, двадцать семь лет... Слава о русских ледоломах вышла за пределы страны, и через семь лет чер­ тежи «Пайлота» купила Германия, а потом такие же пароходы, но более мощные стали строить в Дании, Швеции, Канаде, Штатах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz