Бундур, О. С. Путь, который не виден / Олег Бундур. - Москва : Мой учебник, 2022. - 85, [2] с. : цв. ил., карты, портр., факс.

А для чего нужен был этот северный проход? Для торговых контактов: в Индии специи, в Китае — шёлк покупать. Баренц совершил три похода на северо-восток. Первый — в 1594 году. Четы­ ре корабля покинули голландский Амстердам, вышли в Северное море, обошли Скандинавский полуостров... Вы следите по карте? По незамерзающему студёному морю — оно тогда на­ зывалось Полярное море, — дошли до северной оконечности Новой Земли, как и сэр Уиллоби, а дальше — непроходимые льды. Вернулись назад... В 1595 году подготовили экспедицию из семи кораблей. Можно, конечно, за ­ ранее предсказать исход такой экспедиции. Она была слишком большая, да ещё поздно вышли. Но всё же дошли до пролива, ведущего в Карское море, который называется Югорский Шар. Посмотрите, это между южным берегом острова Вайгач и материком. Мате­ рик — Югорский полуостров, но тогда его считали Сибирью. Югорский Шар был забит льдами, и флотилия с огромным сожалением верну­ лась назад. А все были уверены в успехе экспедиции, потому сразу столько ко ­ раблей, гружённых товаром. Думали, в Индии пригодится. Да вот не случилось. После этого правительство Нидерландов назначило высокую премию тому, кто откроет северо-восточный морской проход. Вскоре снова хорошо снарядили два корабля, но Баренца капитаном не при­ гласили, наверное, потому, что предыдущие его экспедиции были неудачными. Однако один из капитанов предложил Баренцу место штурмана на своём кораб ­ ле. И он согласился. Вышли 10 июля 1596 года. Вопреки мнению Баренца, пошли на север, а не на восток. Дошли до какого -то большого острова, назвали его Шпицбер­ ген — остров заострённых вершин. А дальше за островом упёрлись во льды и по­ вернули на юг. А потом разошлись. Одно судно вновь пошло на север, а корабль с Баренцем двинулся на восток.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz