Бундур, О. С. Царское море : [6+] / Олег Бундур ; рис. Карины Соловьёвой. - Санкт-Петербург : Детское время ; Москва : Мой учебник, 2016. - 124, [3] с. : цв. ил.
лива и в арктических льдах бывал. И в войне с фашиста ми участвовал, даже награды военные имеет. И что интересно: как пароход, ломающий лёд, он был вторым после «Пайлота», но как настоящий ледокол - первым! И прожил «Ермак» не пароходную - целую человече скую жизнь: 64 года! Может, тогда железо было крепче? Так сейчас на ледокол надевают ледовый пояс из брони рованной стали... Ну, не знаю. А может, хотел дожить до первого атом ного ледокола «Ленин». А когда увидел его, подумал: «Ну, теперь и на покой можно!» коч Честно говоря, рассказ о первых ледокольных судах надо было начинать с поморских кочей. Ну, вы знаете, что по моры - люди, что селились по морю Белому, по его берегам. А Белое море покрывается льдом. И чтоб можно было ходить в море от ранней весны до поздней осени, поморы придумали такие суда - кочи. Очень давно придумали. Главным отличием коча от лодьи и ладьи, от баркаса и карбаса была его форма. А по форме коч похож на по ловинку скорлупы грецкого ореха. Догадались, почему? Когда льды сдавливают коч, он выскакивает на поверх ность льдин - бока-то круглые. Кроме того, для защиты ото льдов делалась вторая об шивка, а в месте соприкосновения коча с водой, по ва терлинии, крепили пополам распиленное бревно. Потом у ледоколов стали делать такой ледовый пояс, только бронированный. Кстати, вторая ледовая обшивка называлась коца, от сюда - коч. Когда судно возвращалось из плавания, эта вторая обшивка была как бы исклёвана льдинами. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz