Виталий Бубенцов. Живопись. Графика = Vitaly Bubentsov. Painting & graphic : [альбом]. - Мурманск : [б. и.], 2012 (Санкт- Петербург : Тип. ЗАО "ЭС-Принт"). - 175 с. : ил., портр.

Творческое поле Бубенцова разнообразно, и работы на его многих участках интересны и продуктивны. Стоит особо подчеркнуть, что высота мастера, возделавшего это поле, проявляется и в таком очень важном факте — по­ стоянном внимании к жанровой, бытовой живописи. Это сложнейшая разновидность изобразительного искус­ ства в советское время стала в значительной степени официозно-выхолощенной, а теперь редко кто отважит­ ся браться за создание трудных композиций с образами встречающихся, общающихся, работающих, митингую­ щих, отдыхающих, созерцающих и т.п. людей. Как верно заметил искусствовед Е. Калинин, «то, что мы почти треть века не видим «настоящего» бытово­ го жанра в живописи, вряд ли нормально, тем более, что в нашем быту накопилось столько... этот материал на­ стойчиво требует выхода, и развивающееся по спирали искусство, по моему убеждению, ещё вернётся к этому жанру. Разорванную традицию под силу возродить толь­ ко хорошим профессионалам, владеющим реалистиче­ ским методом». Бытовой жанр, кроме того, обязывает художника овладевать подлинно живописным качеством творчества. В. Бубенцов несомненно один из тех, кто им хорошо овладел. Особо стоит выделить среди лучших произведений Бубенцова его большое живописное полотно «Яблочный Спас». Эта пейзаж-картина была написана в преллве- рии XXI века и явилась итогом долгих творческих поис­ ков на пути создания современной картины с синтети­ ческим образом Родины. Картина относится к циклу его псковских работ. В духовном содержании «Яблочного Спаса» и его выразительной структуре вдруг собрались существенные концептуально-пластические находки и почти волшебным образом кристаллизовались в его индивидуальный способ художественного претворения действительности... Хочется, как Констебль о пейзаже Пуссена, ска­ зать: «От этой картины веет верой!»... Колористически живописное полотно решено, если говорить есенинским языком, «в зеленях стозвон- ных», но ближе к зрителю в нём преобладает вечно ма­ жорный «звон» тёмно-красного со всеми его оттенками. В композиции убедительно сочленены все планы, все тексты «вещей» и «умозрений». Здесь нет человеческих фигур, но это «Большой текст» о современном челове­ ке. Картина одухотворена художественным видением божественной силы природы, рукотворной красоты русского города и святого праздника осени —Яблочно­ го Спаса. Это действительно опоэтизированный, реали­ стически и символически национальный пейзаж Рос­ сии.* Bubentsov's creative work is diverse, and many of his works of different periods of his life are amazing and thoughtful. It should be emphasized, that the level of crafts­ manship that "tilled this field" reveals itself in constant crav­ ing for genre painting. This most complex kind of the fine art became officially bowdlerized to the full extent in the soviet epoch, and now few artists ever have the courage to create labour compositions with images of meeting, social­ izing, working, protesting, relaxing, reflecting, etc people. The art critic E. Kalinin was right to say that "the fact that we haven't seen real genre painting for the three quar­ ters of the century is unlikely to be normal, especially as we have had so many events in our everyday life..." This mate­ rial seeks for the wayout, and as the development of art is spiral, in my opinion we will appeal to this genre once more. The broken tradition can be revived only by real profession­ als who have mastered realistic techniques". Besides, genre painting obliges the artist to gain truly pictorial creative quality. Bubentsov is undoubtedly one of those who have acquired this skill. His large picturesque canvas Transfiguration Day (Ap­ ple Spas) should be particularly singled out among his best paintings. This landscape painting was drawn in advance of the 21st century and was the result of the long creative search when making a modern picture of the synthetic im­ age of Motherland. The painting refers to his Pskov cycle of works. The spiritual content of the Apple Spas and its ex­ pressive composition have combined essential concept and plastique findings which as if by magic crystallized into his unique way of artistic implementation of reality. And you feel like quoting the words said by Constable about Pussen's landscape: "This picture breathes faith!" A picturesque canvas is colourifically complete in green colours according to Yesenin, but the dominance of ever-cheerful tinkling of dark-red colour and all its hues is closer to the admirer. All grounds, all contexts of the "things" and "specula­ tions" are persuasively combined in the composition. There are no human figures here, but it's a “long story" of a mod­ ern man. The picture is animated by the artistic vision of the god-like power of nature, man-made beauty of the Russian town and the autumn holy feast —Apple Spas. This is truly poeticized realistic and symbolic landscape of Russia.* 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz