Виталий Бубенцов. Живопись. Графика = Vitaly Bubentsov. Painting & graphic : [альбом]. - Мурманск : [б. и.], 2012 (Санкт- Петербург : Тип. ЗАО "ЭС-Принт"). - 175 с. : ил., портр.

РАДЕТЕЛЬ и с к у с с т в а В своем творчестве В.Н. Бубенцов прошел за­ кономерную и достойную уважения эволюцию: из­ вестный живописец, признанный мастер приобщил­ ся к педагогической профессии. Отшлифованный талант и богатый опыт художественного пости­ жения смысла бытия привели его на вузовскую кафе­ дру, в Мурманский государственный гуманитарный университет, где вот уже более десяти лет он де­ лится секретами профессионального мастерства со студентами. Не всякий художник готов стать педагогом. Ведь кроме профессиональных знаний здесь нужны терпение, жертвенность, нравственная сила. Дея­ тельность Виталия Николаевича на педагогическом поприще отразилась в наиболее способных его уче­ никах, заслуживших высокие оценки на различных творческих конкурсах. Гуманитарный потенциал В.Н. Бубенцова раскрывается не только в учебном классе. Свои ми­ ровоззренческие поиски художник воплощает уже и в научных текстах. Он стал одним из первопроход­ цев в изучении истории искусства Кольского края. С большим интересом в школах Мурманской области было встречено написанное В.Н. Бубен­ цовым (в соавторстве с В.У. Плюхиным) учебно­ наглядное пособие «Искусство Кольского Севера», в котором приграничный северный край открылся с неожиданной стороны —как тысячелетнее извая­ ние культуры, вместилище различных художествен­ ных идей и тенденций, синтез самобытного и обще­ го, переплетение прошлого и настоящего. Еще одной вехой в процессе творческого са­ мовыражения В.Н. Бубенцова стала его монография «Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность». Редкий художник решается на те­ оретическую саморефлексию. Ведь она требует от мастера огромных усилий, направленных на гармо­ низацию рационального и общеизвестного с сокро­ венным, потаенным. Анализируя многочисленные труды и источники по истории искусства, автор книги обращается к северному пленэру как фено­ мену, обусловленному, с одной стороны, всем ходом развития пейзажной живописи, а с другой стороны, тем художественным и эстетическим потенциа­ лом Севера, который позволил обогатить методику, технологию и технику создания образов природы. Как историк искусства, В.Н. Бубенцов пре­ красно чувствует связь времен и взаимообусловлен­ ность различных художественных процессов в куль­ туре. Объясняя запоздалое происхождение пленэра Русского Севера, он пишет, что художники XV III века, воспитанные на традициях старой «акаде­ мической» школы и итальянских мотивах, не могли сразу перестроиться на живое ощущение природы Севера. Долгое время «родные места почитались серостью, недостойной воплощения». Считая родо­ начальниками русского пейзажа Саврасова и Васи­ льева, Бубенцов далее показывает, как зарождался художественный интерес к пространствам Севера при участии Куинджи, Поленова, Серова, Коровина, Рериха и других выдающихся мастеров. По мнению Бубенцова, по-настоящему фено­ мен северного пленэра раскрылся с момента появле­ ния на Русском Севере собственных художественных мастерских (начиная с Борисова, Писахова, Пинеги- на и заканчивая нашими современниками). Благода­ ря им, во многом искусственный, узнаваемый образ северного пейзажа «академической» школы развил­ ся в более сложное, разноплановое художественное явление, в основу которого был положен «разговор» живописца с природой Русского Севера. Художе­ ственное постижение Севера Бубенцов вписывает в историю русской культуры, считая, что ее прасим- вол —бесконечная равнина —находит одно из своих выражений в северном арктическом пейзаже. По его мнению, миссия северного художника состояла в от­ крытии красоты и эстетической неповторимости нордической природы в противовес устоявшемуся мнению о серости и неяркости ее живописного коло­ рита. Частью масштабного художественного про­ цесса, о котором размышляет Бубенцов, увлекая за собой и зрелую, и молодую аудитории, стало его соб­ ственное пейзажное творчество. На своем пути ху­ дожник обнаруживает пелену прошлого и знаки гря­ дущего. П.В. Федоров, доктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе Мурманского государственного гуманитарного университета. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz