Виталий Бубенцов. Живопись. Графика = Vitaly Bubentsov. Painting & graphic : [альбом]. - Мурманск : [б. и.], 2012 (Санкт- Петербург : Тип. ЗАО "ЭС-Принт"). - 175 с. : ил., портр.
РАДЕТЕЛЬ и с к у с с т в а В своем творчестве В.Н. Бубенцов прошел за кономерную и достойную уважения эволюцию: из вестный живописец, признанный мастер приобщил ся к педагогической профессии. Отшлифованный талант и богатый опыт художественного пости жения смысла бытия привели его на вузовскую кафе дру, в Мурманский государственный гуманитарный университет, где вот уже более десяти лет он де лится секретами профессионального мастерства со студентами. Не всякий художник готов стать педагогом. Ведь кроме профессиональных знаний здесь нужны терпение, жертвенность, нравственная сила. Дея тельность Виталия Николаевича на педагогическом поприще отразилась в наиболее способных его уче никах, заслуживших высокие оценки на различных творческих конкурсах. Гуманитарный потенциал В.Н. Бубенцова раскрывается не только в учебном классе. Свои ми ровоззренческие поиски художник воплощает уже и в научных текстах. Он стал одним из первопроход цев в изучении истории искусства Кольского края. С большим интересом в школах Мурманской области было встречено написанное В.Н. Бубен цовым (в соавторстве с В.У. Плюхиным) учебно наглядное пособие «Искусство Кольского Севера», в котором приграничный северный край открылся с неожиданной стороны —как тысячелетнее извая ние культуры, вместилище различных художествен ных идей и тенденций, синтез самобытного и обще го, переплетение прошлого и настоящего. Еще одной вехой в процессе творческого са мовыражения В.Н. Бубенцова стала его монография «Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность». Редкий художник решается на те оретическую саморефлексию. Ведь она требует от мастера огромных усилий, направленных на гармо низацию рационального и общеизвестного с сокро венным, потаенным. Анализируя многочисленные труды и источники по истории искусства, автор книги обращается к северному пленэру как фено мену, обусловленному, с одной стороны, всем ходом развития пейзажной живописи, а с другой стороны, тем художественным и эстетическим потенциа лом Севера, который позволил обогатить методику, технологию и технику создания образов природы. Как историк искусства, В.Н. Бубенцов пре красно чувствует связь времен и взаимообусловлен ность различных художественных процессов в куль туре. Объясняя запоздалое происхождение пленэра Русского Севера, он пишет, что художники XV III века, воспитанные на традициях старой «акаде мической» школы и итальянских мотивах, не могли сразу перестроиться на живое ощущение природы Севера. Долгое время «родные места почитались серостью, недостойной воплощения». Считая родо начальниками русского пейзажа Саврасова и Васи льева, Бубенцов далее показывает, как зарождался художественный интерес к пространствам Севера при участии Куинджи, Поленова, Серова, Коровина, Рериха и других выдающихся мастеров. По мнению Бубенцова, по-настоящему фено мен северного пленэра раскрылся с момента появле ния на Русском Севере собственных художественных мастерских (начиная с Борисова, Писахова, Пинеги- на и заканчивая нашими современниками). Благода ря им, во многом искусственный, узнаваемый образ северного пейзажа «академической» школы развил ся в более сложное, разноплановое художественное явление, в основу которого был положен «разговор» живописца с природой Русского Севера. Художе ственное постижение Севера Бубенцов вписывает в историю русской культуры, считая, что ее прасим- вол —бесконечная равнина —находит одно из своих выражений в северном арктическом пейзаже. По его мнению, миссия северного художника состояла в от крытии красоты и эстетической неповторимости нордической природы в противовес устоявшемуся мнению о серости и неяркости ее живописного коло рита. Частью масштабного художественного про цесса, о котором размышляет Бубенцов, увлекая за собой и зрелую, и молодую аудитории, стало его соб ственное пейзажное творчество. На своем пути ху дожник обнаруживает пелену прошлого и знаки гря дущего. П.В. Федоров, доктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе Мурманского государственного гуманитарного университета. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz