Бубенцов, В. Н. Пленэр Русского Севера как предмет творческого постижения : конец XIX - начало ХХ вв. // Современные тенденции в художественном образовании / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 67-72.

В.Н. Бубенцов ПЛЕНЭР РУССКОГО СЕВЕРА КАК ПРЕДМЕТ ТВОРЧЕСКОГО ПОСТИЖЕНИЯ (конец XIX - начало XX вв.) В философии есть такой термин «семантическое поле». В изобрази­ тельном искусстве, как и в других видах искусства, эти поля неравновели­ ки по своему значению. В пленэрной живописи северо-запада Российског о Севера значение этого понятия представляет особый интерес, т.к. сферы культурного творчества народов Севера, его субэтноса, тесно переплета­ ются. Так на его пленэрную живопись повлиял огромный интерес научно­ географических открытий в арктических просторах. Первые художники, появившиеся в Арктике: на Новой Земле в со­ ставе экспедиции К. Бэра в 1837 году находился художник Х.Д. Редер, на­ писавший картину «У входа в Маточкин Шар»; ученик Академии Худо­ жеств Е.И. Столица участвовал в походе «Ермака» в Северный Ледовитый Океан. Московские художники: В.В.Переплётчиков знал Кемь и Канда­ лакшу, а А.Е. Архипов писал свои любимые места - деревеньки на Бело- морье, в Архангельской губернии на Северной Двине. Н.В. Пинегин - географ, маринист, писатель. Перед тем, как окончил Академию художеств в Петрограде (1916) в 1909 побывал на Кольском по­ луострове - на р. Туломе, Айновых островах, в Коле, Печенге, Нотозере. Участник экспедиции Г.Я. Седова 1912-1914 на шхуне «Святой Фока», в 1924-1934 работал в арктических экспедициях в Баренцевом море на ледо­ коле «Малыгин». Известны остро подмеченные сюжеты в его картинах: «Святой Фока» во льдах», «Суровые берега Северной Земли». Сочетание первооткрывателя Севера и творческое постижение, а значит и воплощение увиденного, характерно для многих художников, побывавших в Заполярье. Писать, делать съёмки берега, собирать коллек­ ции - принести пользу и искусству, и науке, - так обозначил свою цель в жизни Борисов. По ходатайству министра финансов России С.Ю. Витте русские ху­ дожники А.А. Борисов, В.А. Серов и К.А. Коровин побывали на Кольской земле и в Норвегии, поработали на побережьях Белого, Баренцева и Нор­ вежского морей в августе 1894 г. По материалам этой поездки Коровин создал колоритные пейзажи: «Святой Нос», «Полночное солнце на Мур- мане», «Становище Териберка», Екатерининская гавань», «Трифонов ру­ чей», «Церковь, Бориса и Глеба», «Трифоно-Печенгский монастырь» и др., хранящиеся сейчас в Третьяковской галерее. В 1896 г. его работы состави­ ли экспозицию павильона «Крайний Север» Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (серия его декоративных работ на заполярную тему сейчас в экспозиции Третьяковской галереи). 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz