Бубенцов, В. Н. Пленэр Русского Севера как предмет творческого постижения : конец XIX - начало ХХ вв. // Современные тенденции в художественном образовании / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 67-72.

душная и линейная перспектива могли отсутствовать в морских или любых других пейзажах. Реки в их работах текут не только в пространстве, но и во времени, поэтому на одном листе мы видим разные времена года - это как бы иллюстративные календари. Многие из сюжетов создают ощуще­ ние вида с вершины, с птичьего полёта. Отсюда и другой характер творче­ ского постижения северного пленэра. К сожалению, Институт Народов Севера просуществовал недолго, но произведения этих самобытных мастеров можно увидеть в музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. По приглашению отдела культуры Финмаркена (Норвегия) удалось поработать на пленэре (январь - февраль) в Варангерфьорде. Мне очень повезло, т.к. световой и цветовой переход от полярной ночи, первое появ­ ление отблесков солнца и медленный, постепенный его подъём под очень острым углом к горизонту - ледниковым горам позволил воочию восполь­ зоваться уроками северной природы. Экологически чистый снег вокруг и незамерзающее, благодаря «тёплому» Гольфстриму, море, ещё больше усилило эффект атмосферного отражения: небо - море, море - небо; небо - снег, снег - небо. Всё это создавало уникальную живописность в пленэр­ ной работе. На Севере рисунок так незатейлив, что большую роль в данной ситуации не играет. Примерно тоже мне приходилось наблюдать в Сред­ ней Азии, в Туркмении в пустыне Кара-Кумы, когда жаркое высокое солн­ це расплавляет всё и даже тени тают в южном мареве. Эти же мысли нашли подтверждение в воспоминаниях Борисова о работах одного художника, творившего в Африке. Некоторые из них пря­ мо поразили его сходством эффектов с хорошо знакомой мне природой се­ вера: сильное полуденное солнце юга среди белых построек арабских го­ родов даёт отражённому свету такую силу, что тени как-то тают, расплы­ ваются и получают совершенно невероятные оттенки как это похоже на отражение света в летние солнечные дни где-нибудь на снежных скалах Новой Земли! Русские художники конца XIX века А.А Борисов, С.Г. Писахов, Ты- ко Вылко и др. проложили творческую дорогу для дальнейшего развития пленэрной живописи в условиях Крайнего Севера. На смену им пришли мастера, продолжившие их традиции и обогатившие художественную ле­ топись Севера своими индивидуальными произведениями. Если первые художники-полярники в основном работали в экспеди­ циях и вместе с научными исследователями осваивали новые для себя мо­ тивы, то последующая плеяда художников продолжает эту традицию, но уже в других социально-экономических условиях. Начинается бурное освоение Севера. «Фасад России» меняет свой облик - прокладывается Северный Морской путь, развиваются города Мурманск и Архангельск, городские посёлки по побережью этого пути. Уже не на утлых судёнышках, а на ледоколах и крупных судах, на борту 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz