Бубенцов, В. Н. Пленэр Русского Севера как предмет творческого постижения : конец XIX - начало ХХ вв. // Современные тенденции в художественном образовании / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 67-72.

открытую воду, где можно найти зверя. Такой анализ заполярной атмосфе­ ры и высокое профессиональное мастерство позволило Борисову и другим заполярным художникам создать правдивые пленэрные полотна. Во время посещений Новой Земли он обратил внимание на одного подростка ненца Тыко Вылко (1886-1960), постоянно и заинтересованно наблюдавшего за его творческой работой, впоследствии ставшего само­ бытным художником. Его, родившегося на Новой земле, тоже можно смело причислить к первооткрывателям искусства Крайнего Севера. Тыко Вылко много лет участвовал проводником в экспедициях исследователя Арктики В.А. Руса­ нова по Новой земле. Была сделана масса путевых зарисовок, многие из которых вполне закончены. Вылко рисовал, не сковывая себя никакими канонами. Удивительно то, что, не зная контрастов севера и юга, он остро чувствовал свой замкнутый мир, изображая его всего лишь цветными ка­ рандашами! А подарил ему этот набор карандашей и бумагу первый его художественный наставник, профессор Петербургского университета, ссыльный революционер М.Ю. Гольштейн, живший в ту пору на Новой Земле и увлекавшийся живописью. Много живописных работ было написано Вылко во время экспеди­ ций в Арктике. Во всех этих холстах лаконичность цвета, характер кон­ кретного места, отбор деталей, передача животных настолько убедительна и грамотна , что начинаешь осознавать конкретно его «профессионализм». Многие критики и знатоки отмечали искренность представленных картин и рисунков, свободную от любых художественных школ. 21 февраля 1911 г. состоялось открытие персональной выставки Ты­ ко Вылки в Московском музее кустарных ремёсел. «Писал всё, что было зрением моим», - слова автора экспозиции. И что интересно, вскоре в 1914 г. открылась выставка другого само­ родка - грузинского художника Пирасманишвили. Главное - оба создали свой самобытный, неповторимый и очень выношенный творчески отпеча­ ток своей родины! И в этом же году на другой выставке появился «Чёрный квадрат» известного авангардного художника К. Малевича. Какая разно­ образная амплитуда творчества! В 1930 г. был открыт в Ленинграде Институт Народов Севера и при нём о рганизованы художественные ма стерские, куда б ыли зачи слены и многие таланты Малых Народов Севера. Одни из них - ненец К. Панков, хант Натускин, селькуп Ижимбин, удэ Ким-Пячка. Конечно, методика преподавания пр едставителей этих на циональных культур должна был а отличаться от чисто реалистического направления. Склад мышления сту­ дентов, в основном охотников и оленеводов, подсказывал им соответст­ вующую форму изображения и содержания. Здесь не было реальной пле­ нэрной живописи. Изображение было плоскостное, декоративное, как бы передающее карту или нарисованную съёмку местности. Масштаб, воз­ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz