Бубенцов, В. Н. Пленэр Русского Севера как предмет творческого постижения : конец XIX - начало ХХ вв. // Современные тенденции в художественном образовании / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 67-72.
открытую воду, где можно найти зверя. Такой анализ заполярной атмосфе ры и высокое профессиональное мастерство позволило Борисову и другим заполярным художникам создать правдивые пленэрные полотна. Во время посещений Новой Земли он обратил внимание на одного подростка ненца Тыко Вылко (1886-1960), постоянно и заинтересованно наблюдавшего за его творческой работой, впоследствии ставшего само бытным художником. Его, родившегося на Новой земле, тоже можно смело причислить к первооткрывателям искусства Крайнего Севера. Тыко Вылко много лет участвовал проводником в экспедициях исследователя Арктики В.А. Руса нова по Новой земле. Была сделана масса путевых зарисовок, многие из которых вполне закончены. Вылко рисовал, не сковывая себя никакими канонами. Удивительно то, что, не зная контрастов севера и юга, он остро чувствовал свой замкнутый мир, изображая его всего лишь цветными ка рандашами! А подарил ему этот набор карандашей и бумагу первый его художественный наставник, профессор Петербургского университета, ссыльный революционер М.Ю. Гольштейн, живший в ту пору на Новой Земле и увлекавшийся живописью. Много живописных работ было написано Вылко во время экспеди ций в Арктике. Во всех этих холстах лаконичность цвета, характер кон кретного места, отбор деталей, передача животных настолько убедительна и грамотна , что начинаешь осознавать конкретно его «профессионализм». Многие критики и знатоки отмечали искренность представленных картин и рисунков, свободную от любых художественных школ. 21 февраля 1911 г. состоялось открытие персональной выставки Ты ко Вылки в Московском музее кустарных ремёсел. «Писал всё, что было зрением моим», - слова автора экспозиции. И что интересно, вскоре в 1914 г. открылась выставка другого само родка - грузинского художника Пирасманишвили. Главное - оба создали свой самобытный, неповторимый и очень выношенный творчески отпеча ток своей родины! И в этом же году на другой выставке появился «Чёрный квадрат» известного авангардного художника К. Малевича. Какая разно образная амплитуда творчества! В 1930 г. был открыт в Ленинграде Институт Народов Севера и при нём о рганизованы художественные ма стерские, куда б ыли зачи слены и многие таланты Малых Народов Севера. Одни из них - ненец К. Панков, хант Натускин, селькуп Ижимбин, удэ Ким-Пячка. Конечно, методика преподавания пр едставителей этих на циональных культур должна был а отличаться от чисто реалистического направления. Склад мышления сту дентов, в основном охотников и оленеводов, подсказывал им соответст вующую форму изображения и содержания. Здесь не было реальной пле нэрной живописи. Изображение было плоскостное, декоративное, как бы передающее карту или нарисованную съёмку местности. Масштаб, воз 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz