Бубенцов, В. Н. Пленэр Русского Севера как предмет творческого постижения : конец XIX - начало ХХ вв. // Современные тенденции в художественном образовании / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 67-72.

нальная выставка, куда вошла и Мурманская серия. В годы ВОВ устраива­ лись выставки в Полярном и Мурманске. Загадочность новых мест, их световая и цветовая необычность мани­ ла многих живописцев-романтиков в эти уникальные земли с неправдопо­ добным и фантастичным ландшафтом, где привычные для нас натураль­ ные цвета превращаются в нереальные, можно сказать театрально оформ­ ленные самой природой. Естественное освещение на Крайнем Севере значительно отличается от других более южных областей России. Поэтому мы и наблюдаем такое влияние контраста на восприятие цвета, когда происходит смена полярной ночи и полярного дня. Зимой на фоне снега всё выглядит более ярким, тем более на солнце. В отсутствии его, всё становится более приглушенным и монотонным и поэтому даже мало насыщенный цвет на этом фоне смот­ рится тоже достаточно ярко. Известный полярный исследователь Ф. Кук в своей книге так эмо­ ционально передаёт свои арктические ощущения О гигантских ледяных глыбах вокруг него, которые обретали призрачные очертания, отливали пурпуром. Их окутывали багровые туманности и тёплые облака, а над ни­ ми, словно боевые знамёна, разливались волны искрящегося сияния оран­ жевого или малинового. С изумлением, в ужасе всматривался он в эти ви­ дения, забыв о том, что наблюдаю обыкновенные миражи - игру прелом­ ления солнечных лучей в морозном воздухе. В северных широтах суточный путь солнца идёт косо к горизонту и поэтому наступление ночи происходит постепенно через сумеречный свет, что создаёт заполярный эффект освещения. В это время снег, как белый экран, получает достаточно сильный цветовой поток с неба и тени на нём приобретают различные оттенки голубого, синего, фиолетового, а косые лучи солнца усиливают тёплые оттенки, проходя путь через толщу атмо­ сферы, где теряется коротковолновая часть излучения (все холодные от­ тенки). С другой стороны, осенний колорит листвы превращается в пы- лающе-оранжевый в контраст с холодной палитрой неба. Такие особенности заполярного пленэра необходимо учитывать при его правдивом творческом постижении. Тонко чувствовавший северные состояния А. Борисов делился свои­ ми наблюдениями, когда между землёй и небом устанавливается связь, и земля, одетая в белоснежный покров, повторяет то, что говорит ей небо. В свою очередь и на облаках, парящих на далёком небосклоне, опытный взор видит отражение того, что находится на земле или на воде, далеко за пре­ делами горизонта. Если нашу обычную природу Средней России можно изобразить тонами и полутонами, то даже для приблизительного изобра­ жения Крайнего Севера необходимо ясно отдать себе отчёт даже в одной десятой тона. Так самоеды по тёмным отражениям на облаках узнают за десятки вёрст места тундры, где нет снега, где могут пастись олени, или 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz