Бубенцов, В. Н. Пленэр Русского Севера как предмет творческого постижения : конец XIX - начало ХХ вв. // Современные тенденции в художественном образовании / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 67-72.

Один из первооткрывателей арктической красоты живописец А.А. Бо­ рисов (1866-1934) написал серию арктических пейзажей во время морских исследований на построенном им судне «Мечта». До этого побывал на Мурмане. После возвращения с Арктики Борисов, можно уже сказать - по­ лярный художник, привёз массу уникальных этюдов, написанных в усло­ виях суровой природы Заполярья: «Ночь в Большеземельной тундре», «Карское море. Вид Новой Земли» и др. Уже в этих работах живописец точно передаёт эффекты высокоширотного освещения с низкого горизон­ та. На этих же этюдах он убедился, как бедно и однообразно по тонам юж­ ное небо - не то, что на нашем севере, - вспоминал Борисов. Имея так ой богатый пле нэрный ма териал, в Сан кт-Петербургской Академии Художеств Борисов пишет конкурсную картину в мастерской А.И. Куинджи в 1896 г. Название огромного сюжетного пейзажа «В облас­ ти вечного льда. Лето» 2-3,5 м. В истории искусства это первое грандиоз­ ное живописное полотно на арктическую тему. Сразу же эту работу при­ обрёл П. Третьяков. Начало XX века - время освоения Севера искусством и обществом. На Всемирной Парижской выставке 1900 г. был открыт отдел Край­ него Севера. Экспозиция его была полной неожиданностью и поразила во­ ображение Европы. После выставки в специальном научном журнале поя­ вилась статья: «Ледниковый период на картинах Борисова». Позднее русский художник получает приглашения и проводит свои персональные выставки во многих странах Западной Европы и в Америке, всем им сопутствовал успех. За северные произведения Борисов получает русский орден св. Владимира, французский - Почётного легиона, норвеж­ ский - св. Олафа и английский орден Бани. Никто из художников прошло­ го и позднее не удостаивался столь почётных правительственных наград. В 1907 году увидела свет его книга «У самоедов», отпечатанная с цветными иллюстрациями в г. Лейпциге издателем А.Ф. Девриером. Борисову удалось найти новый ручей, никем не затоптанный, на дне которого ничьих тюбиков красочных не валяется, - говорил о нем извест­ ный художник Н.К. Рерих, также немало поработавшего в первый период своего творчества на Севере. Другим первооткрывателем северной гармонии был С.Г. Писахов (1879-1960). Знаток северного искусства, народных легенд и преданий, ав­ тор удивительных сказок. Получил художественное образование в частных школах, занимался живописью в Париже и Риме, но свою творческую био­ графию связал с Русским Севером. Основная тема его живописных работ - Беломорские пейзажи, лирические с тонкими деревцами на прибрежных скалах. Одно из полотен «Белая ночь. Восход солнца». 1901 г. По мнению итальянских к ритиков колорит ег о р абот - «неж нейшее сиян ие разреза слитка серебра». В 1910 г. в Архангельске состоялась его первая персо­ 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz