Бубенцов, В. Н. Искусство или тираж, воспроизводимость, тиражируемость искусства // Современные тенденции профессионального образования в XXI веке / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2012. - С. 224-229.
публики ее критическое и развлекательное стремления. Общепринятое принимается некритически, действительно новое критикуется. В кино критическая и развлекательная позиция в принципе со впадают, поскольку здесь больше, чем в каком бы то ни было другом виде искусства, реакция публики есть сумма единичных зрительских реакций, многократно тиражируемая. Это обусловлено слиянием зрителей воедино. Проявляя себя вовне, они тем самым себя контролируют. Живопись в силу своей функции не может создать объект синхронного коллективного восприятия, как это свойственно архитектуре, некогда — эпосу, а теперь — кино. И хотя было бы неправильно на этом основании делать вывод о незначительности общественной роли живописи, все же данное обстоятельство вызывает определенные трудности в тех случаях, когда этот вид искусства, вопреки его специфике — обращенности к одному или сравнительно немногим зрителям должен непосредственно прийти в соприкосновение с массой. Теперь это достигается ценой глубокого внутреннего противоречия, в которое ввергла живопись возможность технического репродуцирования ее произведений. В современном динамичном мире на фоне существенных цивилизационных изменений, связанных с невиданным ранее усложнением технологий, включая информационные, происходят Изменения в народной культуре. Всё более явственно проявляются процессы стандартизации, унификации, массификации не только в производстве, но и в культуре. Наиболее уязвимой оказалась народная культура прошлого, в которой происходит разрушение традиционного образа жизни, хозяйственного уклада. Постепенно происходит вытеснение исторических традиций унифицированными стандартами, создание игрового способа социального поведения, подкрепляемые экспансией СМИ. Издавна одной из важнейших задач искусства было возбуждение запросов, для полного удовлетворения которых еще не наступил час. История любой художественной формы знает критические моменты, когда эта форма подходит вплотную к эффектам, осуществимым лишь благодаря изменению технического стандарта. Подобные экстравагантности искусства особенно характерны для эпох упадка. Так, дадаисты пытались достигнуть бесполезности своих творений как объектов созерцательного погружения принципиальным третированием материала искусства. Это можем видеть в их картины, в которые они монтировали пуговицы и проездные билеты. Чего они этим достигали? На свои создания с помощью самых различных средств фабричного производства они накладывали клеймо репродукции. Массы — это матрица, по которой ныне штампуется привычное отношение к произведениям искусства. Между тем резко возросшие массы участников искусства принесли и иной способ участия в нем. При этом 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz