Бубенцов, В. Н. Искусство или тираж, воспроизводимость, тиражируемость искусства // Современные тенденции профессионального образования в XXI веке / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2012. - С. 224-229.

В восприятии произведений искусства возможны различные акценты, среди которых следует выделить два прямо противоположных: в одном случае акцент делается на культовой ценности произведения, в другом — на его выставочной ценности. Кроме того, следует отметить, что с расширением и совершенство­ ванием способов технического репродуцирования произведений искусства публичная (выставочная) ценность последнего настолько выросла, что наметились качественные изменения в самой его природе. Подобно тому, как в первобытную эпоху произведение искусства благодаря абсолютному перевесу его культовой ценности было в первую очередь орудием магии, ритуала и лишь позднее его признали и произведением искусства, так и благодаря абсолютному перевесу его выставочной ценности произведение искусства приобретает совершенно новые функции. Не хочется думать, что его художественная функция, которая сегодня еще признаётся главной, в недалеком будущем окажется второстепенной. Уже в фотографии выставочная ценность начинает по всему фронту теснить ценность культовую. Но последняя не уступает без борьбы. Она удерживает свой последний рубеж, каким является образ человека. Совсем не случайно преимущественное внимание ранней фотографии привлекает портрет. В мимолетном выражении лиц, глядящих на нас с ранних портретных фотографий, еще жива уникальность. Но там, где человек уходит из объектива, там впервые общедоступность, выставочная ценность отодвигает на задний план ценность культовую. Спор между живописью и фотографией о художественной ценности их продукции, не утихавший на протяжении всего XIX века, сегодня кажется малосущественным. На деле же он явился выражением всемирно- исторического переворота в искусстве, который так и не был осознан ни одной из споривших сторон. Поскольку эпоха технического репродуцирования освободила искусство от его культовой первоосновы, померк и ореол его автономности. Однако сопутствовавшее этому процессу изменение функций искусства не привлекло внимания исследователей. Даже в XX в., который стал свидетелем развития кино, эта перемена, долго оставалась незамеченной, но она настойчиво созревала. Трудности, воздвигнутые фотографией перед традиционной эстетикой (начиная с вопроса, является ли она вообще искусством), оказались детской забавой по сравнению с тем, что ее ожидало в кино. Техническая воспроизводимость художественного произведения ме­ няет отношение масс к искусству. Радость созерцания и переживания непосредственно и глубоко связана у зрителя с его позицией компетентного судьи. Такая связь — важный общественный факт. Но чем ниже падает общественное звучание искусства, тем более расходятся у 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz