Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

К этому типу естественно относятся и живописцы, работающие над северным пленэром. На основе взаимного проникновения таких понятий, как форма и цвет, пространство и среда, конструкция и пластика, глубин­ ность цвета и динамика форм, и создаётся живописно-пластический язык определённого места. Это всегда трудно осуществить, когда возникает новая тема, новые сюжеты, тем более новые природные особенности северного пленэра. Ра­ ботая на пленэре в Арктике или на севере при минусовой температуре, ху­ дожник создаёт уникальные пленэрные работы, которые возможно напи­ сать только в экстремальной природной обстановке. Перечислим некото­ рые факторы. Во-первых, писать в таких условиях приходится быстро из- за «некомфортной» обстановки (холод, ветер, порой мгновенная смена по­ годных условий); во-вторых, консистенция краски, которую в почти замо­ роженном состоянии приходится переносить с палитры на холст; вследст­ вие этого часто надо составлять колера прямо на живописной поверхности; в-третьих, фактура красочного слоя становится очень своеобразной, очень пастозной; краски, с трудом смешанные, создают очень фактурную им­ прессионистическую поверхность; в-четвёртых, работу, сделанную в таких условиях, трудно повторить в комфортных условиях мастерской. Если ещё больше конкретизировать работу в северных условиях, я из своего личного опыта могу вспомнить частые случаи, когда приходилось работать при сильных порывах ветра только в том случае, если этюдник достаточно закреплён и на палитру иногда приходилось класть камень, чтобы её не снесло ветром. Или работа на рыбацких судах в районе Нью- фаунленда в Северной Атлантике, когда во время сильной качки твои краски могут разлететься по палубе. Все эти ситуации или закаляют полярного живописца, или навсегда отваживают от «подобного» пленэра. Художникам, впервые пришедшим на Север с традиционным живо­ писным багажом, надо было творчески изменить подход к изображению такой необычной уникальной природы. Необходимо было воспринимать её в живописной гармонии целого, в разнообразии красок, в постоянной из­ менчивости северного состояния, развивать наблюдательность и остроту зрения. «Когда голубая краска, изображающая небо, - писал Р. Кент, - пе­ рестаёт быть краской и становится глубиной пространства, только тогда эта голубизна совершенна и по-настоящему прекрасна»1. «...Не говорите, что лёд похож на нефрит или кристаллы хрусталя, скажите лучше, неумеренно восхваляя камень и кристаллы, что они так прекрасны, что похожи на лёд»2. 1Кент Р. Это я, господи. - М., 1967. - С. 150. 2 Там же. - С. 155. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz