Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
ность, он ощущает себя в атмосфере будущего произведения еще до его создания. Внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказыва ются гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на художника. Устройство художника таково, что его психический аппарат должен прежде справиться не с внешними, а с внутренними импульсами, от которых нельзя уклониться. Постижение и творческое проникновение в любой материал, в пле нэрную живопись требуют от художника умения увидеть и отобразить на полотне композицию, колорит, конкретный тон, свет, тень, рефлексы и многое другое, что составляет конечный результат - творческую работу. «Искусство есть нечто такое, что создаётся не только человеческими руками, но и ещё чем-то, что бьёт из источника, скрытого у нас в душе», - писал В. Ван Гог. Чтобы вырос один Шишкин или Левитан, должен работать целый ряд живописцев, разных по уровню своего мастерства и таланта, разрабаты вающих жанр пейзажа. Их открытия в своей профессии, новые приёмы, новые подходы в решении живописных, композиционных и смысловых за дач, ломка стереотипов, влияя на совершенствование творческого мастер ства собратьев по кисти, делают возможным совершать качественные скачки в развитии искусства. То же произошло и с северными художника ми, впитавшими в себя богатый опыт предшественников. Большие мастера из «хаоса» отдельных наблюдений создают художе ственные творения. Однако наряду с таким кропотливым трудом, как предварительное осмысление накопленного материала, художники часто создавали свои произведения, на первый взгляд, казалось бы, без всякой подготовительной работы, в состоянии вдохновения. Это особенно на глядно можно видеть в северных пленэрных работах, когда климатические условия часто требуют быстрого исполнения увиденного в натуре. Но беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что процесс этот далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осе ненный талантом, не полагался на силы извне, ему необходимо мастерст во, то есть овладение ремеслом, умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать в себе установку на твор чество. Все это требует овладения разными навыками защиты от бескон трольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Оноре де Бальзак очень определенно говорил о необходимости рав новесия между эмоциями и разумом в момент творчества: «Чересчур силь но чувствовать в ту минуту, когда надо осуществлять замысел, - это рав носильно мятежу чувств против дарования». Г. Гейне указывал на третий тип людей - люди чувств и эмоций, ко торые остро чувствуют, как «трещины мира» проходят через их сердца. Это деятели литературы и искусства. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz