Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

ность, он ощущает себя в атмосфере будущего произведения еще до его создания. Внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказыва­ ются гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на художника. Устройство художника таково, что его психический аппарат должен прежде справиться не с внешними, а с внутренними импульсами, от которых нельзя уклониться. Постижение и творческое проникновение в любой материал, в пле­ нэрную живопись требуют от художника умения увидеть и отобразить на полотне композицию, колорит, конкретный тон, свет, тень, рефлексы и многое другое, что составляет конечный результат - творческую работу. «Искусство есть нечто такое, что создаётся не только человеческими руками, но и ещё чем-то, что бьёт из источника, скрытого у нас в душе», - писал В. Ван Гог. Чтобы вырос один Шишкин или Левитан, должен работать целый ряд живописцев, разных по уровню своего мастерства и таланта, разрабаты­ вающих жанр пейзажа. Их открытия в своей профессии, новые приёмы, новые подходы в решении живописных, композиционных и смысловых за­ дач, ломка стереотипов, влияя на совершенствование творческого мастер­ ства собратьев по кисти, делают возможным совершать качественные скачки в развитии искусства. То же произошло и с северными художника­ ми, впитавшими в себя богатый опыт предшественников. Большие мастера из «хаоса» отдельных наблюдений создают художе­ ственные творения. Однако наряду с таким кропотливым трудом, как предварительное осмысление накопленного материала, художники часто создавали свои произведения, на первый взгляд, казалось бы, без всякой подготовительной работы, в состоянии вдохновения. Это особенно на­ глядно можно видеть в северных пленэрных работах, когда климатические условия часто требуют быстрого исполнения увиденного в натуре. Но беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что процесс этот далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осе­ ненный талантом, не полагался на силы извне, ему необходимо мастерст­ во, то есть овладение ремеслом, умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать в себе установку на твор­ чество. Все это требует овладения разными навыками защиты от бескон­ трольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Оноре де Бальзак очень определенно говорил о необходимости рав­ новесия между эмоциями и разумом в момент творчества: «Чересчур силь­ но чувствовать в ту минуту, когда надо осуществлять замысел, - это рав­ носильно мятежу чувств против дарования». Г. Гейне указывал на третий тип людей - люди чувств и эмоций, ко­ торые остро чувствуют, как «трещины мира» проходят через их сердца. Это деятели литературы и искусства. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz