Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
цветов передавать эмоциональное содержание колорита в композиции. Это напрямую относится и к северному пленэру. Изучение «музыкальности» как свойства живописи берёт своё начало в античности. И. Кеплер, а позже И. Ньютон строили свои эксперименты, опираясь на выводы Пифагора, результатом чего стала общность в темпе рации звука и цвета. В трудах А.Ф. Лосева «Музыка как предмет логики», П.А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художествен но-изобразительном искусстве» прослежены вопросы родственности двух видов искусства музыки и живописи. Проблема музыкальности живописи затрагивалась в мемуарах, статьях, дневниках зарубежных и отечественных живописцев: Э. Делакруа, Ж. Сёра, А. Матисса, К.А. Коровина, А. Чуйко ва, В.В. Кандинского и др. Уместно провести параллель с цвето-звуковыми поисками А.Н. Скрябина и А. Шёнберга. Проблема тождественности коло ристического решения пейзажа и звуковой ткани музыкального произведе ния отражена в работах Н.Н. Волкова «Цвет в живописи», «Композиция в живописи» и В.В. Ванслова «Изобразительное искусство и музыка». Все эти труды построены на анализе произведений мировой и сто личной отечественной живописи. Региональное искусство северного пле нэра осталось вне поля зрения исследователей. Целый пласт «музыкально го» северного пленэра, вне всякого сомнения, представляет уникальный материал для дальнейших исследований. Фактор новизны северного пленэра порождает иные установки на восприятие и создаёт иные ориентиры, иную методику для воображения и цепочки зрительных ассоциаций. Для удовлетворения потребности позна ния предмет, который мы оцениваем как красивый, содержит в себе эле менты новизны, неожиданности, необычности и выделяется на фоне сред него уровня признаков, контрастных по отношению к арктическим мотивам. «Почему нам случается иногда “удивляться”, притом совершенно, спонтанно, тому или иному восприятию? Этот “акт удивления”, по- видимому, наступает тогда, когда восприятие вступает в конфликт с доста точно установившимся в нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого умственного ми ра представляет собой в известном смысле преодоление чувства удивле ния - непрерывное бегство от “удивительного”, от “чуда”» 1. Поэтому мы и наблюдаем у художников, заражённых «бациллой се верной лихорадки», внутреннюю предрасположенность к этим темам, к характерным языковым и композиционным приемам, ориентируя этих ху дожников на разработку соответствующих их дарованию тем и жанров. Эта данность позволяет видеть, что в художнике живёт некая предзадан- 1 Эйнштейн А. Собрание научных трудов: Автобиографические заметки. - М.: Наука, 1967.- С . 261. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz