Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

цветов передавать эмоциональное содержание колорита в композиции. Это напрямую относится и к северному пленэру. Изучение «музыкальности» как свойства живописи берёт своё начало в античности. И. Кеплер, а позже И. Ньютон строили свои эксперименты, опираясь на выводы Пифагора, результатом чего стала общность в темпе­ рации звука и цвета. В трудах А.Ф. Лосева «Музыка как предмет логики», П.А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художествен­ но-изобразительном искусстве» прослежены вопросы родственности двух видов искусства музыки и живописи. Проблема музыкальности живописи затрагивалась в мемуарах, статьях, дневниках зарубежных и отечественных живописцев: Э. Делакруа, Ж. Сёра, А. Матисса, К.А. Коровина, А. Чуйко­ ва, В.В. Кандинского и др. Уместно провести параллель с цвето-звуковыми поисками А.Н. Скрябина и А. Шёнберга. Проблема тождественности коло­ ристического решения пейзажа и звуковой ткани музыкального произведе­ ния отражена в работах Н.Н. Волкова «Цвет в живописи», «Композиция в живописи» и В.В. Ванслова «Изобразительное искусство и музыка». Все эти труды построены на анализе произведений мировой и сто­ личной отечественной живописи. Региональное искусство северного пле­ нэра осталось вне поля зрения исследователей. Целый пласт «музыкально­ го» северного пленэра, вне всякого сомнения, представляет уникальный материал для дальнейших исследований. Фактор новизны северного пленэра порождает иные установки на восприятие и создаёт иные ориентиры, иную методику для воображения и цепочки зрительных ассоциаций. Для удовлетворения потребности позна­ ния предмет, который мы оцениваем как красивый, содержит в себе эле­ менты новизны, неожиданности, необычности и выделяется на фоне сред­ него уровня признаков, контрастных по отношению к арктическим мотивам. «Почему нам случается иногда “удивляться”, притом совершенно, спонтанно, тому или иному восприятию? Этот “акт удивления”, по- видимому, наступает тогда, когда восприятие вступает в конфликт с доста­ точно установившимся в нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого умственного ми­ ра представляет собой в известном смысле преодоление чувства удивле­ ния - непрерывное бегство от “удивительного”, от “чуда”» 1. Поэтому мы и наблюдаем у художников, заражённых «бациллой се­ верной лихорадки», внутреннюю предрасположенность к этим темам, к характерным языковым и композиционным приемам, ориентируя этих ху­ дожников на разработку соответствующих их дарованию тем и жанров. Эта данность позволяет видеть, что в художнике живёт некая предзадан- 1 Эйнштейн А. Собрание научных трудов: Автобиографические заметки. - М.: Наука, 1967.- С . 261. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz