Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

риалам его поездок на Аляску и его интересные книги-воспоминания ещё больше заинтересовали мастеров темой Арктики. Прежде чем приступить к анализу творчества, многих художников, работавших над северной темой, необходимо было просмотреть массу ма­ териала, о чём уже было сказано во введении. Но почувствовать, испытать и осознать многие проблемы северного пленэра помогли мои творческие поездки по Заполярью. Побывав несколько раз в Арктике и проходя про­ ливом Югорский Шар рядом с Новой Землёй, узнавал атмосферу тех мест по работам упомянутых художников. Что значит столетие для Севера, ко­ гда здесь время замирает, кажется, на вечность... Вид этих тёмных остро­ конечных, обледенелых гор, языки извивающихся между их склонами глетчеров, круто обрывающихся в студёную массу моря, создавали образ вечного векового движения. Тогда пришли на память стихи поэта Кедрина о его ощущении космоса, который входит в него, и создаётся совсем дру­ гое ощущение - вчувствование. Световой и цветовой переход от полярной ночи, первое появление от­ блесков солнца и медленный, постепенный его подъём под очень острым углом к горизонту - ледниковым горам. Это позволило воочию воспользо­ ваться уроками северной природы. Экологически чистый снег вокруг и не­ замерзающее, благодаря «тёплому» Гольфстриму, море ещё больше усили­ ли эффект атмосферного отражения: небо - море, море - небо; небо - снег, снег - небо. Всё это создавало уникальную живописность в пленэрной ра­ боте. Как не неожиданно это сравнение, но примерно тоже можно наблю­ дать в Средней Азии, в Туркмении в пустыне Кара-Кумы, когда жаркое высокое солнце расплавляет всё и даже тени тают в южном мареве. Эти же мысли нашли подтверждение в воспоминаниях Борисова об акварельных работах известного немецкого художника Бруно Рихтера, на­ писанных им в путешествии по Марокко в 1903 году: «...некоторые из них прямо поразили меня сходством эффектов с хорошо знакомой мне приро­ дой севера: сильное полуденное солнце юга среди белых построек араб­ ских городов даёт отражённому свету такую силу, что тени как-то тают, расплываются и получают совершенно невероятные оттенки; как это по­ хоже на отражение света в летние солнечные дни где-нибудь на снежных скалах Новой Земли!». Французский живописец А. Матисс говорил: «Цвет достигает своей полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника». Взгляд на живопись сквозь призму другого вида искусства, особенно музыки, расширяет границы духовного зрения, чувствования, понимания произведений живописи, особенно пейзажной на основе принципа допол­ нительности. По мнению Уолтера Патера, всякое искусство тяготеет к му­ зыкальному строю. Как музыкант на основе семи нотных знаков получает разнообразные мелодии, так и колорист должен посредством сочетания 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz