Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
риалам его поездок на Аляску и его интересные книги-воспоминания ещё больше заинтересовали мастеров темой Арктики. Прежде чем приступить к анализу творчества, многих художников, работавших над северной темой, необходимо было просмотреть массу ма териала, о чём уже было сказано во введении. Но почувствовать, испытать и осознать многие проблемы северного пленэра помогли мои творческие поездки по Заполярью. Побывав несколько раз в Арктике и проходя про ливом Югорский Шар рядом с Новой Землёй, узнавал атмосферу тех мест по работам упомянутых художников. Что значит столетие для Севера, ко гда здесь время замирает, кажется, на вечность... Вид этих тёмных остро конечных, обледенелых гор, языки извивающихся между их склонами глетчеров, круто обрывающихся в студёную массу моря, создавали образ вечного векового движения. Тогда пришли на память стихи поэта Кедрина о его ощущении космоса, который входит в него, и создаётся совсем дру гое ощущение - вчувствование. Световой и цветовой переход от полярной ночи, первое появление от блесков солнца и медленный, постепенный его подъём под очень острым углом к горизонту - ледниковым горам. Это позволило воочию воспользо ваться уроками северной природы. Экологически чистый снег вокруг и не замерзающее, благодаря «тёплому» Гольфстриму, море ещё больше усили ли эффект атмосферного отражения: небо - море, море - небо; небо - снег, снег - небо. Всё это создавало уникальную живописность в пленэрной ра боте. Как не неожиданно это сравнение, но примерно тоже можно наблю дать в Средней Азии, в Туркмении в пустыне Кара-Кумы, когда жаркое высокое солнце расплавляет всё и даже тени тают в южном мареве. Эти же мысли нашли подтверждение в воспоминаниях Борисова об акварельных работах известного немецкого художника Бруно Рихтера, на писанных им в путешествии по Марокко в 1903 году: «...некоторые из них прямо поразили меня сходством эффектов с хорошо знакомой мне приро дой севера: сильное полуденное солнце юга среди белых построек араб ских городов даёт отражённому свету такую силу, что тени как-то тают, расплываются и получают совершенно невероятные оттенки; как это по хоже на отражение света в летние солнечные дни где-нибудь на снежных скалах Новой Земли!». Французский живописец А. Матисс говорил: «Цвет достигает своей полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника». Взгляд на живопись сквозь призму другого вида искусства, особенно музыки, расширяет границы духовного зрения, чувствования, понимания произведений живописи, особенно пейзажной на основе принципа допол нительности. По мнению Уолтера Патера, всякое искусство тяготеет к му зыкальному строю. Как музыкант на основе семи нотных знаков получает разнообразные мелодии, так и колорист должен посредством сочетания 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz