Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Московскому художнику Крайневу, регулярно приезжающему на Кольский Север, удалось также создать свой запоминающийся образ. Его пейзажи прибрежных мотивов Баренцева моря подчёркивают суровость этих мест. Порой они кажутся чересчур тёмными по тону, но в этой по­ гружённости мы видим тонкие живописные переходы, разнообразие фак­ туры картинной поверхности. В творчестве Крайнева обозначилось образ­ ное восприятие северной природы с использованием выверенной опреде­ лённой палитры, невзирая на всю «невыгоду» такой приглушённой живо­ писи. Он почти не писал зимних пейзажей Севера, а тон земли, скал при низком освещении в нечастые солнечные дни был очень плотным. Худож­ ник настойчиво ловил неповторимое, тусклое, холодное сияние полуноч­ ного полярного солнца, избегая прямых, ярких эффектов освещения. «На юге розы, а на милом Севере морошка да клюква», - шутил он. Нельзя не почувствовать ритмический строй полотен Богомольца, ин­ тенсивность его чувств. Живописные произведения по своей природе ста­ тичны, однако мы ощущаем в них проявление ритма: неподвижное дви­ жется, молчаливое говорит языком пропорций, разнообразием контрастов и цвета, интервалов и ритмов. По меткому замечанию архитектора Г. Бо­ рисовского, «неподвижное движение - великий парадокс, без которого не может существовать ни живопись, ни скульптура, ни архитектура»1. Ритм Богомольца состоит из акцентов и интервалов, которые, череду­ ясь между собой, создают ритмический ряд. Здесь важен не столько ре­ зультат движения, сколько процесс, такое действие, которое одновременно является и состоянием, а состояние, схваченное в одном своём мгновении, всегда сохраняет способность к развитию, к изменению. В его работах рит­ мично не только построение на плоскости, но и построение в глубину. Он разработал и совершенствовал особую технологию темперной живописи на холсте. Одна из самых больших, темпераментных его марин, выполнен­ ная в этой технике, - «Полярный день», 225x440 м. Богомолец сказал своё слово и в области реставрации, разработав и впоследствии усовершенство­ вав особую технологию изготовления темперы и приёмы её нанесения. В северных полотнах ленинградского живописца ощущается ещё большая экспрессия живописной поверхности. Его динамичные панорам­ но-вытянутые холсты огромных размеров втягивают нас в стихию север­ ного морского пленэра. Такие изображения удлинённого формата повест­ вовательны, данный формат позволяет воспринять содержание фрагмен­ тарно в определённой последовательности. Темперамент художника напо­ минает творчество известного английского мариниста Тёрнера. Новое поколение художников потянулось в Заполярье: они хотели проверить свои творческие поиски на этой колоритной земле. Прошедшая у нас в стране выставка американского художника Рокуэла Кента по мате­ 1Борисовский Г. Архитектура, устремлённая в будущее. - М.: Знание, 1977. - С. 13. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz