Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
и новое до бесконечности сочетание линий и пятен. Талантливый ученик Куинджи, он любил передавать эффекты освещения, смелые цветовые контрасты. В своём дневнике он пишет: «...на северо-западе всё небо было залито золотистою зарёй и напоминало глазам тёплый летний вечер юга. Только снег разбивал всю эту иллюзию и составлял полный контраст с не бом. Он настолько казался голубым, что, если бы художник написал такую картину, сказали бы: “Это не естественно и красочно!” Какое-то непонят ное, приятное чувство наполняет душу: вместе и нежность, и грусть, и по корность, и любовь, и непреклонная воля и сила - всё сливается в одно»!1 Названия этих полотен порой пугали зрителей, и такое восприятие нарушало обыденность многих сюжетов. Фантастика и суровая реальность правдиво передавали «область вечного льда». Пинегину, постоянно работавшему на севере, также удалось донести до зрителя еле уловимые переливы тончайших серебристых северных ва- лёров. Его работы очень лиричны и камерны, несколько ограничены в сю жетных мотивах, но очень индивидуальны. Нельзя не вспомнить и самодеятельного художника «президента Но вой Земли» Тыко Вылко, участника многих экспедиций. Познакомившись впервые с техникой живописи, прекрасно чувствуя свой край, он смог дос таточно грамотно и искренне передать родной ему окружающий северный мир. В этом все желающие могли убедиться на его выставке этюдов и ри сунков в 1911 году в Москве в помещении Кустарного музея. Далёкий от желания просто копировать видимые оттенки цвета в при роде, Рерих пытается постичь суть общей колористической композиции поразившего его мотива. Мастер часто пишет на цветных грунтах (худож ник говорит, что он пришёл к этому, увидев неоконченную картину Мике ланджело в Национальной галерее в Лондоне: она была написана на зелё ном фоне, на котором «становилась не рыжей, а золотистой»). Использо вание цветных холстов можно наблюдать в натурных этюдах архитектуры, написанных во время «поездки за стариной» - первой научно-художе ственной экспедиции в 1903-1904 годах по древним русским городам се верной глубинки России. Среди художников, почувствовавших колорит севера, конечно, назо вём Коровина. Достаточно вспомнить одну из его лучших картин «Зимой» (1894). Удивительно, что, несмотря на то что образ русской зимы кажется фрагментарным, в этом небольшом холсте мастеру удалось передать всё очарование несложного мотива. Хотя всё залито светлым тоном снежного покрова, полотно не кажется монотонным. Нежные тонкие по валёрам пе реходы от серебристо-холодных до чуть охристо-тёплых окутывают весь пейзаж в особую северную пленэрную атмосферу. 1Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 32-33. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz