Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

и новое до бесконечности сочетание линий и пятен. Талантливый ученик Куинджи, он любил передавать эффекты освещения, смелые цветовые контрасты. В своём дневнике он пишет: «...на северо-западе всё небо было залито золотистою зарёй и напоминало глазам тёплый летний вечер юга. Только снег разбивал всю эту иллюзию и составлял полный контраст с не­ бом. Он настолько казался голубым, что, если бы художник написал такую картину, сказали бы: “Это не естественно и красочно!” Какое-то непонят­ ное, приятное чувство наполняет душу: вместе и нежность, и грусть, и по­ корность, и любовь, и непреклонная воля и сила - всё сливается в одно»!1 Названия этих полотен порой пугали зрителей, и такое восприятие нарушало обыденность многих сюжетов. Фантастика и суровая реальность правдиво передавали «область вечного льда». Пинегину, постоянно работавшему на севере, также удалось донести до зрителя еле уловимые переливы тончайших серебристых северных ва- лёров. Его работы очень лиричны и камерны, несколько ограничены в сю­ жетных мотивах, но очень индивидуальны. Нельзя не вспомнить и самодеятельного художника «президента Но­ вой Земли» Тыко Вылко, участника многих экспедиций. Познакомившись впервые с техникой живописи, прекрасно чувствуя свой край, он смог дос­ таточно грамотно и искренне передать родной ему окружающий северный мир. В этом все желающие могли убедиться на его выставке этюдов и ри­ сунков в 1911 году в Москве в помещении Кустарного музея. Далёкий от желания просто копировать видимые оттенки цвета в при­ роде, Рерих пытается постичь суть общей колористической композиции поразившего его мотива. Мастер часто пишет на цветных грунтах (худож­ ник говорит, что он пришёл к этому, увидев неоконченную картину Мике­ ланджело в Национальной галерее в Лондоне: она была написана на зелё­ ном фоне, на котором «становилась не рыжей, а золотистой»). Использо­ вание цветных холстов можно наблюдать в натурных этюдах архитектуры, написанных во время «поездки за стариной» - первой научно-художе­ ственной экспедиции в 1903-1904 годах по древним русским городам се­ верной глубинки России. Среди художников, почувствовавших колорит севера, конечно, назо­ вём Коровина. Достаточно вспомнить одну из его лучших картин «Зимой» (1894). Удивительно, что, несмотря на то что образ русской зимы кажется фрагментарным, в этом небольшом холсте мастеру удалось передать всё очарование несложного мотива. Хотя всё залито светлым тоном снежного покрова, полотно не кажется монотонным. Нежные тонкие по валёрам пе­ реходы от серебристо-холодных до чуть охристо-тёплых окутывают весь пейзаж в особую северную пленэрную атмосферу. 1Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 32-33. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz