Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
нейших пропорциях, при вернейших весах и подвесках, не создаётся ис тинный результат от головной работы и дедуктивного взвешивания. Таких пропорций нельзя вычислить и таких весов не найти готовыми... Пропор ции и весы не вне художника, а в нём самом, они - то, что можно также назвать чувством границы, художественным тактом - качества, прирож дённые художнику и возносимые вдохновением до гениальных открове ний». Эти слова перекликаются с мерой «взвешенности» красочного спек тра, употребляемого живописцем. Проанализировать весь путь развития «в отечестве» северного пленэ ра с XIX века до настоящего времени крайне важно, так как живописные особенности его помогают раздвинуть рамки понятия «живопись», расши рить диапазон палитры. Большие пространства снега, ледяных полей, снеж ных гор, ледниковых рек, причудливых айсбергов, морских пространств, постоянно меняющегося неба и, конечно же, полярной ночи, северных сполохов и незаходящего солнца короткого лета - всё это создаёт неповто римость северного пленэра. Мы уже перечислили многих мастеров, работавших и работающих над северным пленэром, которым в той или иной степени удалось передать его в меру своего таланта, трудоспособности и увлечённости этой темой, заражённости «бациллой полярной лихорадки». Английский искусствовед Герберт Рид говорил: «Часто люди ищут “новое”, вместо того чтобы искать “вечное” - гармонию и красоту». Кому из художников удалось увидеть и передать Север? Тем, кто ре гулярно проводил время, работая в условиях Крайнего Севера, так как се верный пленэр отличается от других мест, как мы уже отмечали, постоян ной контрастной изменчивостью, которую трудно поймать при случайных наездах. Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и тормо жением, трудно образующие физиологические доминанты, крайне требо вательны к условиям творческого труда, нуждаются в «оранжерейных» ус ловиях. Благоприятная обстановка во время творчества приобретает у них исключительное значение, активизируя протекающие в данный момент нервные процессы. Художники другого типа, к примеру М. Булгаков, на своем опыте отмечали, что «лучшие произведения пишутся на краешке ку хонного стола». Север прежде всего удалось передать художнику Борисову, постоян но работавшему в условиях Арктики. Особенно останавливают внимание его арктические натурные этюды, передающие всю тонкость заполярного колорита. Его большие эпические холсты отражают космичность заполяр ных мотивов, которые так поражали зрителей России и других стран. Наблюдая плывущие льдины при солнечном освещении, он сравнивал их с гигантским калейдоскопом, в котором картина представляет всё новое 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz