Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

нейших пропорциях, при вернейших весах и подвесках, не создаётся ис­ тинный результат от головной работы и дедуктивного взвешивания. Таких пропорций нельзя вычислить и таких весов не найти готовыми... Пропор­ ции и весы не вне художника, а в нём самом, они - то, что можно также назвать чувством границы, художественным тактом - качества, прирож­ дённые художнику и возносимые вдохновением до гениальных открове­ ний». Эти слова перекликаются с мерой «взвешенности» красочного спек­ тра, употребляемого живописцем. Проанализировать весь путь развития «в отечестве» северного пленэ­ ра с XIX века до настоящего времени крайне важно, так как живописные особенности его помогают раздвинуть рамки понятия «живопись», расши­ рить диапазон палитры. Большие пространства снега, ледяных полей, снеж­ ных гор, ледниковых рек, причудливых айсбергов, морских пространств, постоянно меняющегося неба и, конечно же, полярной ночи, северных сполохов и незаходящего солнца короткого лета - всё это создаёт неповто­ римость северного пленэра. Мы уже перечислили многих мастеров, работавших и работающих над северным пленэром, которым в той или иной степени удалось передать его в меру своего таланта, трудоспособности и увлечённости этой темой, заражённости «бациллой полярной лихорадки». Английский искусствовед Герберт Рид говорил: «Часто люди ищут “новое”, вместо того чтобы искать “вечное” - гармонию и красоту». Кому из художников удалось увидеть и передать Север? Тем, кто ре­ гулярно проводил время, работая в условиях Крайнего Севера, так как се­ верный пленэр отличается от других мест, как мы уже отмечали, постоян­ ной контрастной изменчивостью, которую трудно поймать при случайных наездах. Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и тормо­ жением, трудно образующие физиологические доминанты, крайне требо­ вательны к условиям творческого труда, нуждаются в «оранжерейных» ус­ ловиях. Благоприятная обстановка во время творчества приобретает у них исключительное значение, активизируя протекающие в данный момент нервные процессы. Художники другого типа, к примеру М. Булгаков, на своем опыте отмечали, что «лучшие произведения пишутся на краешке ку­ хонного стола». Север прежде всего удалось передать художнику Борисову, постоян­ но работавшему в условиях Арктики. Особенно останавливают внимание его арктические натурные этюды, передающие всю тонкость заполярного колорита. Его большие эпические холсты отражают космичность заполяр­ ных мотивов, которые так поражали зрителей России и других стран. Наблюдая плывущие льдины при солнечном освещении, он сравнивал их с гигантским калейдоскопом, в котором картина представляет всё новое 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz