Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

сионистичной манере, художник переходит к более строгой палитре, лапи­ дарным формам. Художников рубежа ХІХ-ХХ столетий отличает романтическое, вос­ торженное восприятие Севера. Их неудержимо «влечет... очаровательная таинственность, загадочность и бесконечная красота этих мест»1. Это от­ ношение к Северу нашло свое отражение как в их мемуарах и очерках, так и в стилистике их произведений. Многие отмечали северный серебристый колорит, при изображении которого некоторые художники впадали в одно­ образную цветовую передачу в своих произведениях. Сказывалась всё ещё академическая школа с её готовыми «рецептами» натурного изображения. К простым мотивам реалистического пейзажа 1860-1870-х годов применимы слова Белинского: «Всё так и дышит русскою природою, се­ ренькими красками русского деревенского быта». Сказано верно за исклю­ чением внутреннего содержания слова «серенькими». А.Н. Бенуа в одной из своих книг о цветонаименовании «серый» под­ чёркивает его дополнительное оценочное значение «правдивый», «истин­ ный», обеспеченное однородностью действий и их объектов: «передать се­ рый воздух» - значит «подойти к правде», выразить скромно и отрешив­ шись от чужеземного блеска тоскливую прелесть Севера. Речь идёт о но­ вом способе передачи жизненного образа, ясности художественных средств и силе эмоционального воздействия. Определения «грязный» и «серый» имеют отношение к действительности, точно переданной на хол­ сте мастерами пленэра. «Серый» и «милый» - к сути изображаемого, по­ этически простеньких провинциальных пейзажей; «серый» и «прекрас­ ный» - к качеству живописи. Особо выразительного эффекта добивается Бенуа, сближая общепри­ нятый и авторский смыслы в рамках минимального контекста: «прини­ женная прелесть», «тоскливая прелесть» худосочного северного пейзажа. Пейзаж донельзя простой, серый, даже порой тусклый и всё же торжест­ венно-праздничный. Как здесь не вспомнить великих колористов Веронезе, Тициана, Ве- ласкеза, Франса Хальса, Сурикова, Врубеля! Одни могли пользоваться всей палитрой-клавиатурой от настоящего белого до настоящего чёрного, умея, в нужных моментах, ограничить её и нюансировать цвет. Изуми­ тельный колорит Веласкеза был составлен из самых мрачных красок. Чёр­ ный, серый многочисленных валёров в полутонах, коричнево-оливковый и, наконец, мерцающий белый. С помощью этими глухих нот были созданы колоритные живописные сплавы. А как импрессионистически написан Су­ риковым снег в «Боярыне Морозовой»! Немецкий философ А. Шопенгауэр считал, что «только через чувство может быть достигнуто художественно-истинное... Никогда, даже при точ­ 1Переплетчиков В. Север. Очерки русской действительности. - М., 1917. - С. 171.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz