Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

О.П. Вороновой, И.И. Пикулева, А.Н. Савинова, Н.С. Барсамова, Т.М. Ко- валенской, Н.Н. Новоуспенского, Ю.Ф. Дюженко, Р.И. Власовой, А.П. Гу­ саровой, М.Ф. Киселёва, которые тоже в своих монографических исследо­ ваниях рассматривали живописные задачи пейзажистов. Период наивысшего подъёма русской пленэрной живописи - конец XIX века. Теоретическая мысль России развивалась параллельно с мыслью западноевропейской. В 1883 году опубликованы 6 публичных лекций про­ фессора Петербургского университета физика Ф.Ф. Петрушевского под на­ званием «Свет и цвета сами по себе и по отношению к живописи». Анна Познанская, автор книги «Путешествия русских художников в Норвегию и на север России в конце XIX века», сама подчёркивает этим названием характер содержания, не ставя перед собой цели раскрытия жи­ вописного понятия «северный пленэр». Вопросами развития русского искусства активно занимался художник и искусствовед И.Э. Грабарь. В 1910 году вышел в свет первый выпуск «Ис­ тории русского искусства» под его редакцией. В нем подробно рассматри­ вается и развитие пейзажной живописи отечественных художников, среди которых, однако, почти нет имён мастеров, работавших на севере России. Первый важный шаг по пути к более объективному пониманию рус­ ской живописи ХѴІІІ-ХІХ веков сделал А.Н. Бенуа книгами «История жи­ вописи в XIX веке. Русская живопись» (1901-1902), «Русская школа живо­ писи» (1906) и статьями 1900-х - 1910-х годов. Бенуа пейзажный жанр се­ редины XIX века формально разделял на три этапа, хотя его развитие, как отмечалось другими авторами, было настолько сжато по времени появле­ нием разнообразных мастеров, что проведение чётких временных границ весьма проблематично. Расширили круг этой темы и появившиеся в 1912 году первые выпуски книги А.Н. Бенуа «История живописи всех стран и народов» и «Художественные письма». Некоторые аспекты жизни и творчества пейзажистов первой полови­ ны XIX века отражены в коллективном труде под общей редакцией A.JI . Леонова1. Наиболее фундаментальные вопросы национального своеобразия рус­ ской школы живописи были подняты одним из известных историков рус­ ского изобразительного искусства Д.В. Сарабьяновым. Достаточно назвать такие его труды, как: «Русская живопись XIX века среди европейских школ», «Национальное своеобразие русского романтизма и раннего реа­ лизма», «Реализм в русской и западноевропейской живописи» и др. Надо напомнить, что в 50-е годы XX века сложился тогда целый аре­ опаг учёных-светил: И.Э. Грабарь, В.Н. Лазарев, Б.Р. Виппер, А.Д. Чегода- ев. Значительный вклад в изучение мастерства русских пейзажистов был 1 Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века / Под ред. A.JI . Леонова. - М., 1952. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz