Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
О.П. Вороновой, И.И. Пикулева, А.Н. Савинова, Н.С. Барсамова, Т.М. Ко- валенской, Н.Н. Новоуспенского, Ю.Ф. Дюженко, Р.И. Власовой, А.П. Гу саровой, М.Ф. Киселёва, которые тоже в своих монографических исследо ваниях рассматривали живописные задачи пейзажистов. Период наивысшего подъёма русской пленэрной живописи - конец XIX века. Теоретическая мысль России развивалась параллельно с мыслью западноевропейской. В 1883 году опубликованы 6 публичных лекций про фессора Петербургского университета физика Ф.Ф. Петрушевского под на званием «Свет и цвета сами по себе и по отношению к живописи». Анна Познанская, автор книги «Путешествия русских художников в Норвегию и на север России в конце XIX века», сама подчёркивает этим названием характер содержания, не ставя перед собой цели раскрытия жи вописного понятия «северный пленэр». Вопросами развития русского искусства активно занимался художник и искусствовед И.Э. Грабарь. В 1910 году вышел в свет первый выпуск «Ис тории русского искусства» под его редакцией. В нем подробно рассматри вается и развитие пейзажной живописи отечественных художников, среди которых, однако, почти нет имён мастеров, работавших на севере России. Первый важный шаг по пути к более объективному пониманию рус ской живописи ХѴІІІ-ХІХ веков сделал А.Н. Бенуа книгами «История жи вописи в XIX веке. Русская живопись» (1901-1902), «Русская школа живо писи» (1906) и статьями 1900-х - 1910-х годов. Бенуа пейзажный жанр се редины XIX века формально разделял на три этапа, хотя его развитие, как отмечалось другими авторами, было настолько сжато по времени появле нием разнообразных мастеров, что проведение чётких временных границ весьма проблематично. Расширили круг этой темы и появившиеся в 1912 году первые выпуски книги А.Н. Бенуа «История живописи всех стран и народов» и «Художественные письма». Некоторые аспекты жизни и творчества пейзажистов первой полови ны XIX века отражены в коллективном труде под общей редакцией A.JI . Леонова1. Наиболее фундаментальные вопросы национального своеобразия рус ской школы живописи были подняты одним из известных историков рус ского изобразительного искусства Д.В. Сарабьяновым. Достаточно назвать такие его труды, как: «Русская живопись XIX века среди европейских школ», «Национальное своеобразие русского романтизма и раннего реа лизма», «Реализм в русской и западноевропейской живописи» и др. Надо напомнить, что в 50-е годы XX века сложился тогда целый аре опаг учёных-светил: И.Э. Грабарь, В.Н. Лазарев, Б.Р. Виппер, А.Д. Чегода- ев. Значительный вклад в изучение мастерства русских пейзажистов был 1 Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века / Под ред. A.JI . Леонова. - М., 1952. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz