Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
а также в том, что дальние планы здесь подчас бывают такими же ясными и чёткими, как ближние. Поражает различная игра света на поверхности льда и снега в лучах бокового солнечного освещения с богатством и разно образием цветовых оттенков. Передача этого эффекта поражает в поляр ных этюдах Н.В. Пинегина. Стремясь правдиво передать суровый и муже ственный характер природы Арктики, он прибегал к очень скупым и лако ничным средствам художественного выражения. Особенно этого трудно добиться при рассеянном северном освещении. Зимние пейзажи С.Г. Писахова создают особенно лиричный образ се ребристой русской зимы, как на картине «Туман надвигается» (1911). Ху дожник лепит форму пастозным мазком, живописно передавая характер сгибающихся под тяжестью снега ветвей. Работа сдержанна по цвету, кра сочная гармония картины основана на сочетании холодных, серовато серебристых оттенках снега с жемчужным небом. Наиболее сильно это пе редано им на Соловецких островах, Кий-острове - «Берег Белого моря. Восход солнца». С удивительной точностью он передал строгие краски скупого северного цветения. Бледно-голубой цвет моря переходит на гори зонте в нежно-розовый цвет зари на белесом небе. И на этом фоне строй ные сосны с тонким кружевным рисунком ветвей, как черные клавиши, рождают звонкие и чистые звуки, тающие в тишине белой ночи. Родствен ные цветовые гаммы строятся на нюансной основе с небольшими отличия ми по форме, цвету и размерам элементов. Совместное использование принципов контраста и нюанса в работе позволяло Писахову нивелировать звучание одних элементов и усиливать другие противопоставленные свойства. Он увидел в ландшафтах Севера и драматические нотки. В 1905 году, во время поездки по Новой Земле он был поражен видом красно-оранжевых цветов, пробивающихся между камней. Яркие пятна напомнили художнику капли невинно пролитой кро ви. Впоследствии еще долгие годы он будет возвращаться к этому образу, удивляясь великой силе этих хрупких цветов - камнеломок, короткому вре мени их яркого цветения. И в показанной на всесоюзной выставке «X лет Октября» картине «Памятник жертвам интервенции на Йоканьге» (1927) художник также на писал цветущие камнеломки: северные цветы, словно скульптурно вылеп ленные краской. Коровин написал несколько очерков о своем путешествии, в которых неоднократно подчеркивал, насколько его и Серова поразила северная природа, ее особые краски и, главное, непривычный свет. Из-за мошкары художники не могли работать днем, поэтому писали светлыми ночами; вследствие этого палитра обоих мастеров становится более блеклой, ли шенной интенсивных цветовых сочетаний. Такая перемена была особенно разительна для Коровина. Именно на Севере в его стиле произошел пере лом: от южных ярких, легких солнечных видов, исполненных в импрес 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz