Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

а также в том, что дальние планы здесь подчас бывают такими же ясными и чёткими, как ближние. Поражает различная игра света на поверхности льда и снега в лучах бокового солнечного освещения с богатством и разно­ образием цветовых оттенков. Передача этого эффекта поражает в поляр­ ных этюдах Н.В. Пинегина. Стремясь правдиво передать суровый и муже­ ственный характер природы Арктики, он прибегал к очень скупым и лако­ ничным средствам художественного выражения. Особенно этого трудно добиться при рассеянном северном освещении. Зимние пейзажи С.Г. Писахова создают особенно лиричный образ се­ ребристой русской зимы, как на картине «Туман надвигается» (1911). Ху­ дожник лепит форму пастозным мазком, живописно передавая характер сгибающихся под тяжестью снега ветвей. Работа сдержанна по цвету, кра­ сочная гармония картины основана на сочетании холодных, серовато­ серебристых оттенках снега с жемчужным небом. Наиболее сильно это пе­ редано им на Соловецких островах, Кий-острове - «Берег Белого моря. Восход солнца». С удивительной точностью он передал строгие краски скупого северного цветения. Бледно-голубой цвет моря переходит на гори­ зонте в нежно-розовый цвет зари на белесом небе. И на этом фоне строй­ ные сосны с тонким кружевным рисунком ветвей, как черные клавиши, рождают звонкие и чистые звуки, тающие в тишине белой ночи. Родствен­ ные цветовые гаммы строятся на нюансной основе с небольшими отличия­ ми по форме, цвету и размерам элементов. Совместное использование принципов контраста и нюанса в работе позволяло Писахову нивелировать звучание одних элементов и усиливать другие противопоставленные свойства. Он увидел в ландшафтах Севера и драматические нотки. В 1905 году, во время поездки по Новой Земле он был поражен видом красно-оранжевых цветов, пробивающихся между камней. Яркие пятна напомнили художнику капли невинно пролитой кро­ ви. Впоследствии еще долгие годы он будет возвращаться к этому образу, удивляясь великой силе этих хрупких цветов - камнеломок, короткому вре­ мени их яркого цветения. И в показанной на всесоюзной выставке «X лет Октября» картине «Памятник жертвам интервенции на Йоканьге» (1927) художник также на­ писал цветущие камнеломки: северные цветы, словно скульптурно вылеп­ ленные краской. Коровин написал несколько очерков о своем путешествии, в которых неоднократно подчеркивал, насколько его и Серова поразила северная природа, ее особые краски и, главное, непривычный свет. Из-за мошкары художники не могли работать днем, поэтому писали светлыми ночами; вследствие этого палитра обоих мастеров становится более блеклой, ли­ шенной интенсивных цветовых сочетаний. Такая перемена была особенно разительна для Коровина. Именно на Севере в его стиле произошел пере­ лом: от южных ярких, легких солнечных видов, исполненных в импрес­ 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz