Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
тельном анализе некоторых северных пейзажей можно видеть, что с по мощью его, почти бесцветного и бесконечно утончённого, и рождаются чаще всего самые колоритные полотна. Без правильного соотношения ва- лёров подобная живопись будет похожа на раскраску, лишённую гармо ничности. На севере при изображении больших снежных ледовых пространств, бескрайней тундры, бесконечных полей-припаев по берегам Ледовитого океана рисунок может быть только обозначен. Но есть места на нашем се вере, где из недр прибрежной земли вздымаются скалы, поражающие нас не столько их высотой, сколько выразительностью рисунка, придающего пейзажу совершенно особый характер. Поражает нас удивительное много- цветие приземистой северной растительности, создающей колоритную и гобеленную по фактуре живописную поверхность. Летнее «многозеленье» в средней полосе России здесь на севере заменяется бесконечным разнооб разием оттенков, которые даже трудно назвать определённым цветовым тоном. В этюдах Борисова, где он изображает северные плавучие льды- торосы, видны затейливость и неожиданность рисунка. Это превосходит всё, что может представить себе человек, одарённый даже сильным вооб ражением. В своих дневниках в удивительно точных словах он фиксирует это: «Иногда, при солнечном свете и на местах, где в море есть значитель ное течение, это настоящий гигантский калейдоскоп, как бы движимый не ведомой силой, в котором картина меняется каждую минуту и каждую ми нуту представляет всё новое и новое до бесконечности сочетание линий и тонов. Вот громады мерно надвигаются друг на друга, и всё теснее стано вится пространство между ними: вот они столкнулись... исчезла куда-то раздавленная льдина, и опять врозь идут белые великаны, и опять бешено разбиваются об их изрытые края чёрные волны океана»1. В большинстве его полотен, этюдов присутствуют тональный и цве товой контраст (светлое на тёмном, тёмное на светлом), светотеневой кон траст (характерное для севера низкое солнечное освещение), контраст движений. Французский художник Ф. Леже считал, что «контрасты равно значны диссонансам, а следовательно - максимуму выразительного эффек та»2. Это замечание как раз характерно и для природных состояний Севера. Здесь уместно вспомнить меткое крылатое выражение физика Нильса Бо ра: «Противоположности не противоречивы, а дополнительны». И эта до полнительность, по его мнению, применима ко всем областям знаний. В нашем случае к характеру северного пейзажа. Своеобразие северного пленэра заключается, в другом случае, в сти рании граней тонов и полутонов, в отсутствии ярких цветовых контрастов, 1Борисов Н.П. Художник вечных льдов. - Л., 1983. - С. 88. 2Диль Г. Фернан Леже. - Будапешт: Изд-во Корвина, 1985. - С. 29, 20. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz