Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

тельном анализе некоторых северных пейзажей можно видеть, что с по­ мощью его, почти бесцветного и бесконечно утончённого, и рождаются чаще всего самые колоритные полотна. Без правильного соотношения ва- лёров подобная живопись будет похожа на раскраску, лишённую гармо­ ничности. На севере при изображении больших снежных ледовых пространств, бескрайней тундры, бесконечных полей-припаев по берегам Ледовитого океана рисунок может быть только обозначен. Но есть места на нашем се­ вере, где из недр прибрежной земли вздымаются скалы, поражающие нас не столько их высотой, сколько выразительностью рисунка, придающего пейзажу совершенно особый характер. Поражает нас удивительное много- цветие приземистой северной растительности, создающей колоритную и гобеленную по фактуре живописную поверхность. Летнее «многозеленье» в средней полосе России здесь на севере заменяется бесконечным разнооб­ разием оттенков, которые даже трудно назвать определённым цветовым тоном. В этюдах Борисова, где он изображает северные плавучие льды- торосы, видны затейливость и неожиданность рисунка. Это превосходит всё, что может представить себе человек, одарённый даже сильным вооб­ ражением. В своих дневниках в удивительно точных словах он фиксирует это: «Иногда, при солнечном свете и на местах, где в море есть значитель­ ное течение, это настоящий гигантский калейдоскоп, как бы движимый не­ ведомой силой, в котором картина меняется каждую минуту и каждую ми­ нуту представляет всё новое и новое до бесконечности сочетание линий и тонов. Вот громады мерно надвигаются друг на друга, и всё теснее стано­ вится пространство между ними: вот они столкнулись... исчезла куда-то раздавленная льдина, и опять врозь идут белые великаны, и опять бешено разбиваются об их изрытые края чёрные волны океана»1. В большинстве его полотен, этюдов присутствуют тональный и цве­ товой контраст (светлое на тёмном, тёмное на светлом), светотеневой кон­ траст (характерное для севера низкое солнечное освещение), контраст движений. Французский художник Ф. Леже считал, что «контрасты равно­ значны диссонансам, а следовательно - максимуму выразительного эффек­ та»2. Это замечание как раз характерно и для природных состояний Севера. Здесь уместно вспомнить меткое крылатое выражение физика Нильса Бо­ ра: «Противоположности не противоречивы, а дополнительны». И эта до­ полнительность, по его мнению, применима ко всем областям знаний. В нашем случае к характеру северного пейзажа. Своеобразие северного пленэра заключается, в другом случае, в сти­ рании граней тонов и полутонов, в отсутствии ярких цветовых контрастов, 1Борисов Н.П. Художник вечных льдов. - Л., 1983. - С. 88. 2Диль Г. Фернан Леже. - Будапешт: Изд-во Корвина, 1985. - С. 29, 20. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz