Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

В северных широтах суточный путь солнца идёт косо к горизонту. Поэтому наступление ночи и появление рассвета происходит постепенно через сумеречный свет, что создаёт заполярный эффект освещения. В это время снег как белый экран получает достаточно сильный цветовой поток с неба, и тени приобретают различные оттенки голубого, синего, фиолето­ вого. Косые лучи солнца усиливают тёплые оттенки, проходя путь через толщу атмосферы, где теряется коротковолновая часть излучения (все хо­ лодные оттенки). С другой стороны, осенний колорит листвы, поверхности тундры превращается в пылающе-оранжевый контраст с холодной палит­ рой неба. Трудно уловить некоторые закономерности северного пленэра пейза­ жистам, приезжающим на короткое время. И всё же за это время опытный пейзажист заметит уникальную контрастность освещённости неба. В то время когда при восходе небо над горизонтом высвечивается тёплыми светлыми валёрами, на западе холодный колорит неба у горизонта намного темнее. Можно написать два этюда, повернувшись на 180 градусов, и они будут контрастные по свету и цвету. Такого не бывает в более южных ши­ ротах, где солнце находится в зените, а не под острым углом, о чём уже упоминалось. Особенно это ощущается в зимнее время года. Тонко чувствовавший северные состояния А. Борисов делился своими наблюдениями: «...между землёй и небом устанавливается связь, и земля, одетая в белоснежный покров, повторяет то, что говорит ей небо. В свою очередь и на облаках, парящих на далёком небосклоне, опытный взор ви­ дит отражение того, что находится на земле или на воде, далеко за преде­ лами горизонта... если нашу обычную природу Средней России можно изобразить тонами и полутонами, то даже для приблизительного изобра­ жения Крайнего Севера необходимо ясно отдать себе отчёт даже в одной десятой тона». Для того чтобы написать ахроматический белый цвет, нужно было уви­ деть на его поверхности хроматические рефлексы и тени, преломлённые светом. «Цветные тени на снегу, как это ни странно, явление до некоторой степени психологическое, - пишет М. Миннарт, —днём при голубом небе тени кажутся ещё более синими, если только не сознавать, что это снег»1. Живописцы, в том числе и пейзажисты, должны не забывать о самых утончённых и самых необходимых средств выражения - применение в технике живописи валёров. Под этим понятием подразумевают количество света или тени, содержащееся в данном тоне. Без них, если вы занимаетесь северным пленэром, трудно его выстроить колористически. По мере того как в зимних условиях красочный элемент в тоне уменьшается, в нём на­ чинает преобладать валёрный элемент. На палитре остаётся некое ней­ тральное начало, неуловимый эквивалент исчезающего цвета. При внима­ 1Миннарт М. Свет и цвет в природе. - М., 1969. - С. 151. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz