Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
В северных широтах суточный путь солнца идёт косо к горизонту. Поэтому наступление ночи и появление рассвета происходит постепенно через сумеречный свет, что создаёт заполярный эффект освещения. В это время снег как белый экран получает достаточно сильный цветовой поток с неба, и тени приобретают различные оттенки голубого, синего, фиолето вого. Косые лучи солнца усиливают тёплые оттенки, проходя путь через толщу атмосферы, где теряется коротковолновая часть излучения (все хо лодные оттенки). С другой стороны, осенний колорит листвы, поверхности тундры превращается в пылающе-оранжевый контраст с холодной палит рой неба. Трудно уловить некоторые закономерности северного пленэра пейза жистам, приезжающим на короткое время. И всё же за это время опытный пейзажист заметит уникальную контрастность освещённости неба. В то время когда при восходе небо над горизонтом высвечивается тёплыми светлыми валёрами, на западе холодный колорит неба у горизонта намного темнее. Можно написать два этюда, повернувшись на 180 градусов, и они будут контрастные по свету и цвету. Такого не бывает в более южных ши ротах, где солнце находится в зените, а не под острым углом, о чём уже упоминалось. Особенно это ощущается в зимнее время года. Тонко чувствовавший северные состояния А. Борисов делился своими наблюдениями: «...между землёй и небом устанавливается связь, и земля, одетая в белоснежный покров, повторяет то, что говорит ей небо. В свою очередь и на облаках, парящих на далёком небосклоне, опытный взор ви дит отражение того, что находится на земле или на воде, далеко за преде лами горизонта... если нашу обычную природу Средней России можно изобразить тонами и полутонами, то даже для приблизительного изобра жения Крайнего Севера необходимо ясно отдать себе отчёт даже в одной десятой тона». Для того чтобы написать ахроматический белый цвет, нужно было уви деть на его поверхности хроматические рефлексы и тени, преломлённые светом. «Цветные тени на снегу, как это ни странно, явление до некоторой степени психологическое, - пишет М. Миннарт, —днём при голубом небе тени кажутся ещё более синими, если только не сознавать, что это снег»1. Живописцы, в том числе и пейзажисты, должны не забывать о самых утончённых и самых необходимых средств выражения - применение в технике живописи валёров. Под этим понятием подразумевают количество света или тени, содержащееся в данном тоне. Без них, если вы занимаетесь северным пленэром, трудно его выстроить колористически. По мере того как в зимних условиях красочный элемент в тоне уменьшается, в нём на чинает преобладать валёрный элемент. На палитре остаётся некое ней тральное начало, неуловимый эквивалент исчезающего цвета. При внима 1Миннарт М. Свет и цвет в природе. - М., 1969. - С. 151. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz