Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
мость предметного цвета от окружающего освещения, что и происходит на многообразном снежном рельефе Арктики. Эти высказывания итальянцев, как это ни странно, перекликаются с нашей темой «снежного Севера», помогая ещё глубже осознать художест венное понятие слова «белое». Часто малоопытные художники не видят общие цветовые и световые отношения и впадают в «белильность», то есть чрезмерное употребление белил. Борисов на практике превосходно передавал на своих полотнах белый снег, с виду монотонный и однообразный, в действительности же искря щийся мириадами всевозможных световых эффектов. Эту игру тонов, су ровую поэзию северного снега, приведённых в одну общую белую гармо ничную гамму, художник сумел почувствовать и передать. Великий русский жанрист В.И. Суриков, не будучи чистым пейзажи стом, обогатил живопись системой цветных тонов, позволивших ему напи сать несколько пленэрных живописных работ, существенно изменивших трактовку пейзажа. Например, снег в картине «Боярыня Морозова» пропи сан сложными цветовыми оттенками, в которых практически отсутствует белый цвет. Ведущее значение приобрела фактура мазка. Его физическая осязательность придаёт изображению дополнительную эмоциональность. В работе «Зубовский бульвар зимой» (1885-1887) влажность и тяжесть тающего снега воспринимаются не столько как состояние погоды, сколько пасмурным человеческим настроением. Переживание природы слилось с человеческим самочувствием, деревьями и бирюзовым льдом. Анализируя технику живописи при передаче наблюдаемого северного пленэра, нельзя не вспомнить слова Бенуа об ученике Куинджи художнике И. Грабаре, у которого особенно хороши его солнечные «Зимы» и передача волшебного эффекта инея. Корпусность его письма напоминает технику живописи К. Моне в его серии «Соборов». Замечено многими, что преодоление трудностей в работе часто застав ляет организм концентрировать свои силы и внимание. Таких препятствий на севере предостаточно. Художники, способные преодолевать их, и ста новятся мастерами северного пленэра, когда необходимо выплеснуть в сжатое время поразивший тебя мотив, такой скоротечный в полярных ус ловиях. Этот творчески изображённый разряд и действует на зрителя, вос принимающего эмоционально преподнесённые живописцем в экспозиции загадочные северные полотна. «Романтикам от искусства, - утверждала Е. Кожина, - нужен потря сающий подъём чувств, способность наполнять человека окрыляющим экстазом, удесятеряющим его силы, или, наоборот, приводит его в полное изнеможение, до потери сознания»1. 1 Кожина Е. Романтическая битва: Очерки французской романтической живописи 20-х годов 18 века. - Л.: Искусство, 1969. - С. 84. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz