Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
ным светом, северным сиянием и относительной тьмой, с их контрастной напряжённостью, художники располагают множеством переходов, оттен ков и ступеней. Тем более это очевиднее при больших белоснежных про странствах, как бы отражающих свой накопленный дневной свет вверх, в ночной небосклон. Достаточно привести пример ночного видения Корови на в его работе «Хаммерфест. Северное сияние». Как в связи с этим не вспомнить отрывок из древнего скандинавского гимна о полярной ночи: «...Всё,что живёт, покоя ищет в ней, конца, которого не видно. О, дай нам, длинная тёмная ночь, конец твой увидеть, конец твой увидеть, о ночь...». Что касается чисто образной выразительности северных пейзажей, трактующих тему времени суток, то в первую очередь обращает на себя внимание их своеобразная романтическая окрашенность. Миссия северного художника - открытие уникальной красоты, изме- ниние мнения о природе Севера как о «крае снега и льда», вечной мерзло ты и темноты, серости и неяркости живописного колорита. Различные цве та как бы утомляют глаз, но тоже по-разному. Когда глаз фиксирует какой- либо предметный цвет, чувствительность соответствующего участка сетчат ки изменяется, слабеет. Красный цвет, например, в течение 15 минут теря ет в восприятии половину своей насыщенности, а синий - ещё больше. То же можно сказать о верной передаче тональности, особенно в Арктике сре ди огромных площадей светлого (снега и льда) и контраста тёмного (воды). Привычное зрительное восприятие у людей больше связано с цветом как указателем свойств объекта, а не с цветом, обусловленным расстояни ем или условиями освещения. Правдивость передачи характера цветовых отношений зависит от того, насколько художник сумеет отвлечься от кон стантного видения реальной действительности. Явление константности восприятия И.П. Павлов объяснял образованием прочного условного реф лекса. Ещё в давние времена Альберти, основываясь на достижениях антич ного искусства и своём творческом опыте, высказывал ряд ценных мыслей по основному вопросу живописи - о зависимости цветов картины от силы общей освещённости. Он писал: «Помни, что никогда не следует делать какую-либо поверхность настолько белой, чтобы нельзя было сделать ещё белее. Даже если надеты ослепительно белые одежды, ты должен остано виться гораздо ниже предельной белизны. Живописец не располагает ни чем другим, кроме белого, для изображения предельного блеска самого от точенного меча, и ничем, кроме чёрного, для изображения ночного мрака»1. Леонардо да Винчи подчёркивал трудность восприятия цвета и света в их единстве. Для подтверждения своих догадок Леонардо проводил различные опыты. Например, с помощью белой полоски бумаги, которую он помещал под разные по цвету источники света, он доказывал на практике зависи 1Мастера искусства об искусстве. - М., 1966. - Т. 2. - С. 47. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz