Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

ным светом, северным сиянием и относительной тьмой, с их контрастной напряжённостью, художники располагают множеством переходов, оттен­ ков и ступеней. Тем более это очевиднее при больших белоснежных про­ странствах, как бы отражающих свой накопленный дневной свет вверх, в ночной небосклон. Достаточно привести пример ночного видения Корови­ на в его работе «Хаммерфест. Северное сияние». Как в связи с этим не вспомнить отрывок из древнего скандинавского гимна о полярной ночи: «...Всё,что живёт, покоя ищет в ней, конца, которого не видно. О, дай нам, длинная тёмная ночь, конец твой увидеть, конец твой увидеть, о ночь...». Что касается чисто образной выразительности северных пейзажей, трактующих тему времени суток, то в первую очередь обращает на себя внимание их своеобразная романтическая окрашенность. Миссия северного художника - открытие уникальной красоты, изме- ниние мнения о природе Севера как о «крае снега и льда», вечной мерзло­ ты и темноты, серости и неяркости живописного колорита. Различные цве­ та как бы утомляют глаз, но тоже по-разному. Когда глаз фиксирует какой- либо предметный цвет, чувствительность соответствующего участка сетчат­ ки изменяется, слабеет. Красный цвет, например, в течение 15 минут теря­ ет в восприятии половину своей насыщенности, а синий - ещё больше. То же можно сказать о верной передаче тональности, особенно в Арктике сре­ ди огромных площадей светлого (снега и льда) и контраста тёмного (воды). Привычное зрительное восприятие у людей больше связано с цветом как указателем свойств объекта, а не с цветом, обусловленным расстояни­ ем или условиями освещения. Правдивость передачи характера цветовых отношений зависит от того, насколько художник сумеет отвлечься от кон­ стантного видения реальной действительности. Явление константности восприятия И.П. Павлов объяснял образованием прочного условного реф­ лекса. Ещё в давние времена Альберти, основываясь на достижениях антич­ ного искусства и своём творческом опыте, высказывал ряд ценных мыслей по основному вопросу живописи - о зависимости цветов картины от силы общей освещённости. Он писал: «Помни, что никогда не следует делать какую-либо поверхность настолько белой, чтобы нельзя было сделать ещё белее. Даже если надеты ослепительно белые одежды, ты должен остано­ виться гораздо ниже предельной белизны. Живописец не располагает ни­ чем другим, кроме белого, для изображения предельного блеска самого от­ точенного меча, и ничем, кроме чёрного, для изображения ночного мрака»1. Леонардо да Винчи подчёркивал трудность восприятия цвета и света в их единстве. Для подтверждения своих догадок Леонардо проводил различные опыты. Например, с помощью белой полоски бумаги, которую он помещал под разные по цвету источники света, он доказывал на практике зависи­ 1Мастера искусства об искусстве. - М., 1966. - Т. 2. - С. 47. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz