Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
живописцы для передачи этих эмоционально окрашенных чувств исполь зуют диссонансные цветовые сочетания, ведущие к дисгармонии колорита и несущие большую эмоциональную нагрузку. Решение таких пленэрных полотен основано на противоборстве доминирующих цветов, их противо речивости в отношении формы, площади, массы. Касаясь вопроса природной гармонии цвета, В. Гёте отмечал, что «к цветам как физическим явлениям нужно подходить прежде всего со сторо ны природы, если хочешь изучить их в интересах искусства»1. Подобной точки зрения придерживаются представители цветопсихологии Г. Фрилинг и К. Ауэр2. «Конечно, очень важно, чтобы художника покоряла красота природы и становилась средством его самовыражения. Однако эта функция приро ды реализуется тогда, когда художник не просто находит “красивый мо тив” и копирует его как таковой. Не менее важно понимать, как «работает» сама природа, улавливать закономерности «логики» ландшафтов, его форм, воздушной среды, света, красок, и при этом хорошо владеть своим ремеслом»3. Большая роль при этом отводится композиционному решению. Исто рию искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно она в первую очередь выражает идею художника. Говоря о композиции русского пейзажа второй половины XIX века, можем наблюдать некий генотип: часто встречающийся мотив дороги, ре ки или ручья, как правило, уходящих вдаль и пересекающих композицию произведения под углом или образующих поворот на первом плане. Благо даря этому композиционному приёму зритель более энергично вовлекается в сюжет, охватывая большее пространство. Художники северного пленэра использовали эти приёмы при передаче снежных просторов, пересечённых то горными долинами, то ледниками или уходящими к горизонту водными «дорогами» среди ледовых нагромождений. В этом мы видим отличие от метода композиционной «вогнутости» голландских пейзажей, о чём уже говорили ранее. Отдельно следует остановиться на естественном освещении Крайнего Севера, который значительно отличается от других более южных областей России. Поэтому мы и наблюдаем такое контрастное влияние на воспри ятие цвета, когда происходит смена полярной ночи и полярного дня. Ночь на севере - это не просто мрак, господствующий над противоположным ему началом света, а светотень, в широком диапазоне которой между лун 1Гёте В.И. К учению о цвете // Избр. соч. по естествознанию. - М.: АН СССР, 1957. - С. 348. 2Фрилинг Г. Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология / Пер. с нем. Г. Фрилинг, К. Ауэр. - М.: Стройиздат, 1973. 3Мосолова Л.М. Виталий Бубенцов - художник Русского Севера. - Мурманск, 2009. - С. 12. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz