Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Потому что красота белых ночей настолько совершенна, что, как все почти избыточно прекрасное, вызывает даже легкую душевную боль и со­ жаление о том, что красота эта неизбежно умрет». Как, какими средствами передать этот северный пленэр? Достоевский говорил, что нет ничего фантастичнее реальности. Особо эти слова отно­ сятся к Северу. «Каков бы ни был объект или местность - повинуйтесь вашему пер­ вому впечатлению. И только, если мы сами по-настоящему взволнованны, наша искренность передаётся другим», - такое кредо было у французского художника К. Коро1. В рассматриваемой теме необходимо коснуться такой науки, как краеведение, которое тесно переплетается с нашей географически кон­ кретной темой северного пленэра. В 1862 году вводится школьный предмет «Отчизноведение», связанный с именем русских педагогов Н.Х. Веселя и К.Д. Ушинского. Термин «краеведение» впервые появился в педагогиче­ ской литературе 1914 года в работе «Опыт методики истории в начальной школе» историка-методиста В.А. Уланова. А словосочетание «художест­ венное краеведение» ещё точнее подчёркивает затронутую нами тему. Американский психолог Дж. Гибсон в своих работах считает, что прежде чем воспринимать отдельный объект, человек, прежде всего, вос­ принимает среду, пространство, поэтому истинное восприятие возможно только в условиях активного перемещения субъекта в среде. Петербург­ ский историк И.М. Гревс называет это состояние «путешествующий дух», где, безусловно, душевное творческое состояние первостепенно. Коллега Гревса Н.П. Анциферов говорил о том, что первое впечатление должно оказаться сильнейшим, а значит, и более запоминающим. Особенно это важно для художника. Он тоже рассматривает передвижение как средство раскрытия образа места и активный способ познания. И не случайно клас­ сик педагогики Д. Локк обращал внимание на важнейшие составляющие «воспитания джентльмена» - путешествия, в которых человек получает возможность сравнивать, сопоставлять, находить отличия в эстетических параметрах новых для него сред. Кроме того, взаимодействие с внешней средой, по мнению C.JI . Ру­ бинштейна и Л.С. Выготского, является мощным средством развития лич­ ности. Все эти высказывания напрямую относятся и к нашему исследова­ нию. Загадочность этих новых северных мест, их световая и цветовая не­ обычность манила многих живописцев-романтиков в эти уникальные зем­ ли с неправдоподобным и фантастичным ландшафтом, когда привычные для нас натуральные цвета превращаются в нереальные, можно сказать, те­ атрально оформленные самой природой. В связи с этим многие полярные 1Коро - художник, человек. Документы. Воспоминания. - JL, 1963. - С. 75. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz