Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Глава 6 МЕТОДИКА, ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ СЕВЕРНОЙ ПРИРОДЫ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРА Методика, технология и техника в создании пленэрной живописи не­ сут в себе индивидуальные отличительные черты, присущие условиям се­ верного пленэра. Это, прежде всего, географическое расположение данной территории за Полярным кругом. Это «северное сияние» - уникальное явление Край­ него Севера. Можно много о нём говорить, расписывая многоцветное, бе­ гущее в различных направлениях полыхание (старинное название «споло­ хи») на фоне безгранично тёмного небесного простора. Многие художники в своих попытках передать его убеждались в том, как это трудно сделать. Ощущение космической цветомузыки этих сияний непередаваемо. Это ве­ ликая мистерия звука и «громкой» тишины, её можно только почувство­ вать, пропустить через свои нервные окончания. Это полярный день и полярные ночи. В первом случае поражают низ­ кие лучи солнца в ночное время. Тёплый колорит освещённых мест резко контрастирует с резкими холодными тенями от северного неба. Солнечные лучи-прожекторы высвечивают малейшие детали и предметы на далёкие пространства. Удивительное воздействие полярного дня отмечают побы­ вавшие на севере в это время: наступает июнь, солнце светит всю ночь, че­ ловек ощущает необыкновенный прилив энергии, он может почти не спать несколько ночей подряд и не чувствовать усталости. Север и в полярную ночь не становится «страной вечного мрака». В ясную погоду его освещает луна. Великий полярник Фритьоф Нансен писал о том, что взамен солнца остаётся восхитетельнейшее сияние луны: она день и ночь кружит по не­ босводу. Лунный свет отражается мириадами снежных и ледяных кристал­ лов и позволяет не только свободно передвигаться без фонаря, но и разли­ чать дальние горы. Особенно светло бывает в полнолуние. Приведём образный отрывок из древнего скандинавского гимна о по­ лярной ночи: «...Всё, что живёт, покоя ищет в ней, конца, которого не видно. О, дай нам, длинная тёмная ночь, конец твой увидеть, конец твой увидеть, о ночь...». Несколько южнее мы можем наблюдать и белые ночи. У Константина Паустовского есть очень тонкое замечание по поводу белых ночей: «В жи­ вописи трудно передать не столько сумрак и мягкость сияния белой ночи, сколько то ощущение задумчивости и покоя, которое вызывает у нас эта ночь. Его пытались выразить многие писатели, поэты и художники, но только одному Пушкину это удалось с гениальной точностью и простотой: Прозрачный сумрак, блеск безлунный Твоих задумчивых ночей... 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz