Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

более сорока лет. Первая зональная «Советский Север» была открыта в 1964 году в Клубе моряков в Архангельске. В этих масштабных экспозициях всегда можно было видеть и произ­ ведения северного пленэра наших архангельских соседей-поморов. Оста­ лись в истории искусства полотна архангельских коллег: ветерана творче­ ского союза Д.К. Свешникова («Хозяин тундры», «Белые ночи в тундре»); серии акварелей Нелли и Валерия Таргонских, В.И. Видякина, Елфимовых и других. Пейзажные полотна карельских пейзажистов Г.А. Стройка, Б.Н. Поморцева, С.Х. Юнтунена раскрывают красоту северной Карелии. Северный пленэр мы видим на холстах мастеров Коми Р.Н. Ермолина, С.А. Торлопова, А.А. Куликовой. Все эти творческие контакты позволяют северным художникам не чувствовать себя оторванными от культурной жизни в нашей стране и за рубежом и через осмысление искусства прошлого развивать дальше тра­ диции русской пленэрной живописи и поиск новых образных форм приро­ ды и духовной реальности. Окружающее северное природное пространство воспринималось как естественное нахождение их в этой среде. Это камерное творчество актив­ но развивалось северными мастерами пейзажа, являясь для многих из них своеобразной точкой опоры в изменчивом современном мире, и напрямую противостоялось после 30-х годов идеологической ангажированности ис­ кусства с внедрением в художественное творчество идей социалистическо­ го реализма. В результате и в пленэрной живописи наблюдаем, с одной стороны, создание произведений идеологизированного образа Севера, а с другой - индивидуальное персонофицированное восприятие его, отстра­ нённое от идеологического заказа. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz