Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Кроме этого, было ещё много поездок в Арктику: на острова Шпиц берген и Колгуев, на побережье северной Норвегии, через пролив Югор ский шар на Тикси, Дудинку и Игарку, по Енисею мимо древних сибир ских поселений до Красноярска. Такой богатый творческий материал все гда требует вдумчивого профессионального переосмысления, должно было пройти какое-то время, чтобы этюды и зарисовки переросли в композици онные тематические полотна. Так появились картины «Большой улов», «В стране острых гор», «Отдых в пути», «Ночи Беломорья» и др. Расширяется круг тем в нашей творческой организации. Во время ре гулярных поездок участников всесоюзной творческой группы «Арктика» (организатор А.И. Хуттунен) художники смогли пройти по Северному морскому пути до Камчатки, подняться по р. Енисей до Красноярска. В со ставе этой группы работали и мастера из разных городов Северо-Запада России. Хочется поподробнее рассказать об организованной Хуттуненом творческой группе «Арктика». Она была создана по инициативе не равно душных к северной природе живописцев и графиков Мурманска. Её участ ники в 1978 году прошли семь морей арктического бассейна от Мурманска до бухты Провидения, участок Тихого океана вдоль берегов Камчатки, по бывали в Охотском и Японском морях, в Татарском проливе. Во время творческих командировок художники, наблюдая за природой, накапливая в себе зрительные впечатления, писали этюды, акварели, рисунки, знакоми лись с жизнью и работой моряков, немало портретов. Эти поездки расши рили понятие «образ Севера», а пленэрные работы помогли творчески за крепить эту тему. Благодаря многочисленным связям с полярниками и моряками, ху дожникам удалось побывать во многих интересных местах Севморпути, начиная от побережья Кольского полуострова: в Ура-Губе, Териберке, Дальних Зеленцах, Югорском Шаре, Диксоне, Дудинке, Тикси, Певеке, мысе Дежнёва. Был накоплен колоритный пленэрный материал. Полнее почувствовать образ Севера помогли международные контак ты. Начиная с конца 60-х годов наметился регулярный обмен выставками и делегациями художников со странами Финляндии, Швеции, Норвегии, что способствовало знакомству нашего искусства с зарубежным. Так, по приглашению отдела культуры Финнмаркена в международ ном ателье в г. Вадсё (Северная Норвегия) работали мурманские художни ки: В. Кузин, М. Драницин, Н. Завертайло, В. Бубенцов, К. Берёза. Говоря о северном пленэре, нельзя не упомянуть целую группу кол- лег-соседей по Мурманскому региону пейзажистов Архангельской области и республики Коми. Многие из них связали своё творчество с теми же са мыми местами прибрежного севера и Арктики. Тем более что наши твор ческие отделения постоянно пересекаются на региональных выставках Се- веро-Запада России, проводимых каждые четыре года попеременно в горо дах этого союза. История проведения ранее таких выставок насчитывает 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz