Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Кроме этого, было ещё много поездок в Арктику: на острова Шпиц­ берген и Колгуев, на побережье северной Норвегии, через пролив Югор­ ский шар на Тикси, Дудинку и Игарку, по Енисею мимо древних сибир­ ских поселений до Красноярска. Такой богатый творческий материал все­ гда требует вдумчивого профессионального переосмысления, должно было пройти какое-то время, чтобы этюды и зарисовки переросли в композици­ онные тематические полотна. Так появились картины «Большой улов», «В стране острых гор», «Отдых в пути», «Ночи Беломорья» и др. Расширяется круг тем в нашей творческой организации. Во время ре­ гулярных поездок участников всесоюзной творческой группы «Арктика» (организатор А.И. Хуттунен) художники смогли пройти по Северному морскому пути до Камчатки, подняться по р. Енисей до Красноярска. В со­ ставе этой группы работали и мастера из разных городов Северо-Запада России. Хочется поподробнее рассказать об организованной Хуттуненом творческой группе «Арктика». Она была создана по инициативе не равно­ душных к северной природе живописцев и графиков Мурманска. Её участ­ ники в 1978 году прошли семь морей арктического бассейна от Мурманска до бухты Провидения, участок Тихого океана вдоль берегов Камчатки, по­ бывали в Охотском и Японском морях, в Татарском проливе. Во время творческих командировок художники, наблюдая за природой, накапливая в себе зрительные впечатления, писали этюды, акварели, рисунки, знакоми­ лись с жизнью и работой моряков, немало портретов. Эти поездки расши­ рили понятие «образ Севера», а пленэрные работы помогли творчески за­ крепить эту тему. Благодаря многочисленным связям с полярниками и моряками, ху­ дожникам удалось побывать во многих интересных местах Севморпути, начиная от побережья Кольского полуострова: в Ура-Губе, Териберке, Дальних Зеленцах, Югорском Шаре, Диксоне, Дудинке, Тикси, Певеке, мысе Дежнёва. Был накоплен колоритный пленэрный материал. Полнее почувствовать образ Севера помогли международные контак­ ты. Начиная с конца 60-х годов наметился регулярный обмен выставками и делегациями художников со странами Финляндии, Швеции, Норвегии, что способствовало знакомству нашего искусства с зарубежным. Так, по приглашению отдела культуры Финнмаркена в международ­ ном ателье в г. Вадсё (Северная Норвегия) работали мурманские художни­ ки: В. Кузин, М. Драницин, Н. Завертайло, В. Бубенцов, К. Берёза. Говоря о северном пленэре, нельзя не упомянуть целую группу кол- лег-соседей по Мурманскому региону пейзажистов Архангельской области и республики Коми. Многие из них связали своё творчество с теми же са­ мыми местами прибрежного севера и Арктики. Тем более что наши твор­ ческие отделения постоянно пересекаются на региональных выставках Се- веро-Запада России, проводимых каждые четыре года попеременно в горо­ дах этого союза. История проведения ранее таких выставок насчитывает 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz