Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
В том же 1966 году вышла книга «Русская живопись. Мысли и думы» известного композитора и музыканта Е.В. Асафьева. В ней автор главным критерием оценки русской пейзажной живописной школы считает глубину лирического образа картины, музыкальность тем русского пленэра. Имен но они, по мнению непрофессионала в области изобразительного искусст ва, составляют его исключительную прелесть, красоту и содержательность. Другой автор, К. Пигарев, в своей книге «Русская литература и изо бразительное искусство. Очерки о национальном пейзаже середины XIX ве ка» (1972) связывает содержательность пейзажной темы с русской литера турой, где указывалось на близость художественных образов в творчестве А.С. Пушкина и А.К. Саврасова, Н.В. Гоголя и А.А. Иванова, Т. Аксакова и И.И. Шишкина и т.д. В статье «Русская академическая живопись 50-60-х годов XIX века», напечатанной в № 9 журнала «Искусство» за 1983 год, Е. Гордон затраги вает важные аспекты формирования пейзажа. Охарактеризован первый этап обновлённого академического направления в живописи в середине XIX века как самостоятельного художественного течения. Помимо наибо лее близкого академизму историко-бытового жанра, стало заметно сбли жение с ним зарождающегося пейзажного жанра. Художники других жанров оставили свой след в развитии пейзажа, что отметила в монографии 1990-го года «Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века» А.Г. Верещагина. Она подчерк нула новаторские черты изображения природы в раннем творчестве Н.Н. Ге и В.Г. Шварца. Идею пленэра рассматривает В.П. Лапшин в своей работе «Союз рус ских художников». Он анализирует тематические и пленэрно-импрессио- нистические поиски художников, их наблюдения за освещением и цвето выми изменениями в природе. К крупнейшим исследователям русского пейзажа второй половины ХІХ-ХХ веков отнесём B.C. Манина, который выявлял такую важную проблему в пейзаже, как взаимодействие света и цвета в пространственной среде, подчёркивая необходимость освоения сис темы цветовых рефлексов. Всесторонним исследованием определённого периода в истории изо бразительного искусства стала книга Г.В. Стернина «Художественная жизнь России середины 19 века», вышедшая в 1991 году. В ней затронут вопрос, связанный с запросами частного человека. Возросший интерес к окружающей природе способствовал появлению романтических видов И.К. Айвазовского, ландшафтов А.Г. Горавского, широко известного в то время швейцарского пейзажиста А. Калама, имевшего влияние на раннего И. Шишкина. Такая мода на определённый вид мотива объясняется авто ром эстетическими вкусами заказчика. Тема живописных особенностей произведений русских пейзажистов отражена в книгах ряда искусствоведов: М.П. Неведомского, В.М. Зименко, 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz