Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

да» и другие. Многим знакомы его живописные акварели с символически­ ми сопками и саамскими чумами. Эти темы стали ведущими в его творче­ стве и позволили Морозову шире показать свой пленэрный живописный темперамент. Заметный след в нашей пленэрной живописи оставил А. Рубанов. По­ лучив художественное образование на юге страны, приехал работать на се­ вер. Лучшие его пейзажи сделаны с натуры. Живописец от природы, он очень тонко и точно передавал атмосферу заполярных мотивов, не повто­ ряясь в своих колористических находках. Так, в работе «У дальнего прича­ ла» ощутима суровая уютность рыбацких поселений у подножий фьордов: нависшие облака у этих отвесных скал, мелькающие крылья альбатросов, чаек и стелющийся дым из труб поморских, неприхотливых построек. Ка­ мерность пейзажей-этюдов Рубанова помогла некоторым мурманским мас­ терам понять характер северного пленэра, познать технику пленэрного этюда. Созданию образов пленэрной живописи способствовали заезды рес­ публиканских и всесоюзных творческих групп. Регулярно проводились дни культуры Ленинграда, Белоруссии на Кольской земле. Наш творче­ ский союз проводил выставки в Петрозаводске, Архангельске, Риге и при­ нимал экспозиции с других мест. Приезд на Кольскую землю коллег с раз­ ных уголков нашей страны позволял через их творческий взгляд на наш Север по-новому увидеть его мурманским мастерам. Так появились новые серии работ Н. Новикова, Г. Герасимова, В. Чудзина, В.К. Конева, В.П. Ер­ шова, А.И. Хуттунена, Т.Н. Зуевой, Н.Н. Ковалёва, Т.В. Ковалёвой и другие. Пленэрную тему затронули и художники следующего поколения: А.А. Сергиенко, А.Г. Шаковец, В.А. Кумашов, А.Г. Феофилактов, Н.Р. Дух- но, С.Ю. Чеботарь, М.В. Лапин, В.В. Кузин, М.С. Драницин и ряд молодых пейзажистов, вливающихся в коллектив мурманских мастеров. Естественно, что век стандартизации, компьютерных технологий, раз­ личных форм дизайна и хитроумных инсталляций привносит коррективы в новом отношении к изобразительному искусству, в том числе и к пленэр­ ной живописи. Однако в контраст к этому продолжается живое соприкос­ новение с уникальной природой Севера, традиционное искусство творче­ ски осмысляется, появляются новые формы постижения окружающей дей­ ствительности. Тема родного Заполярья проходит и через всю мою творческую жизнь. Ещё обучаясь в Ленинградском художественном институте им. И. Репина, постоянно привозил после летних каникул много пленэрных этюдов с раз­ ных живописных уголков Кольского края. Скалистые отвесные берега Те- риберки и Дальних Зеленцов побережья Баренцева моря и более пологие поморские берега Белого моря с древними сёлами Варзугой с уникальной шатровой Успенской церковью и Ковдой с клетской Никольской церков­ кой и невысокой колокольней рядом позволили мне создать серию работ. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz